История Философии. Манихейство и Аврелий Августин

Видеозапись занятия по Истории Философии 6 ноября. Тема: “Манихейство и Аврелий Августин“. Читает катехизатор Алексей Волков Деятельность святого Аврелия Августина — это классический пример христианского религиозно-философского синтеза. Ему настолько удачно удалось “воцерковить“ философскую систему неоплатонизма, что это на многие века вперед определило “лицо“ богословия, особенно в западном Христианстве. Родился Аврелий Августин в 354 году в Северной Африке, в Римской провинции Карфаген, в городе Тагасте. Мама его была христианка — св. Моника, отец язычник (впрочем, он был скорее безрелигиозным человеком). Как ни пыталась Моника “воцерковить“ своего сыночка, ничего у нее не получалось. Скорее наоборот, до 33-х летнего возраста он враждебно относился к религии своей матери. Однако в Бога он верил, и Христа как-то по-своему любил. Его от Христианства отвращал Ветхий Завет. И в этом у него были единомышленники — манихеи. Манихеи — это дуалистическая гностическая секта последователей перса Мани. Как и почти все гностики, манихеи утверждали, что Бог Ветхого и Бог Нового Завета — это два разных бога. Один плохой, другой хороший. Но главное, чем они привлекли к себе внимание Августина, так это тем, что предлагали “наукообразную“ систему метафизики, в которой нашлось место даже для Иисуса Христа. Августин 9 лет провел в этой секте. Однако крайний дуализм манихеев (деление мира на “злую материю“ и “добрый дух“) не удовлетворял Августина. Покинув манихеев, Августин увлекся неоплатонизмом, предлагающим монистический (то есть единый) взгляд на бытие. К счастью, у него появилась возможность переехать в Италию, в город Милан, чтобы более углубленно изучать неоплатонизм. И там же в Милане у него произошла встреча, перевернувшая его жизнь, а именно — с епископом Милана свт. Амвросием. Проповеди Амвросия побудили Августина пересмотреть свое отношение к Христианству. В 387 году Августин принимает Крещение от Амвросия. Потом возвращается на родину и вскоре становится епископом африканского города Гиппон и остается им вплоть до своей смерти и гибели города от нашествия вандалов в 430 году. Независимо от Оригена, Августин приходит примерно к тем же философским выводам. Ноуменальный (умозрительный) и феноменальный (чувственный) мир представляют собой как бы продолжение Божества, эманацию (истечение) или “остывание“ (по Оригену). Бог — это Абсолютный Дух, Он запределен для наших чувств и ума, но Он являет себя в Откровении. Причем не только через Библию (как у Оригена), но и в теургии — в мистике богослужения. Полнота этого Откровения в Божественной Личности Иисуса Христа, который является как бы “точкой сборки“ Бога и Его творения. А где же Святой Дух в этой системе? А Святой Дух — это ЛЮБОВЬ Бога-Отца (Единого) к Богу-Сыну (Логосу) и ЛЮБОВЬ Бога-Сына к Богу-Отцу. И поэтому Святой Дух исходит и от Отца и от Сына. Впоследствии именно это частное богословское мнение Августина станет одной из причин Великого Раскола. Впрочем, это уже совсем другая история. Тема следующей лекции, которая будет 13 ноября, “Научное богословие Великих Каппадокийцев“. Посмотреть все лекции этого курса можно здесь: Архив видеозаписей лекций в ютубе: @user-xj9lw5ez8x Пожертвования на миссионерство и катехизацию Карта Сбербанка № 4276380230167285 привязана к номеру телефона 7(925)832-98-25 (Алексей Валентинович В.) при переводе средств обязательно укажите “На миссионерство“
Back to Top