История Философии. Время первых Фалес, Ксенофан, Гераклит

Видеозапись занятия по Истории Философии 18 сентября. Тема: “Время первых: Фалес, Гераклит, Ксенофан. Начало античной Философии“. Читает катехизатор Алексей Волков Нет никакого сомнения в том, что почти всю свою премудрость древняя греческая Философия (вернее, пока еще прото-философия) заимствовала в основном из Древнего Египта. Но для того, чтобы подчеркнуть свою самобытность и независимость от других культур и народов, древние греки придумали миф о том, что родоначальниками их Философии были “Семь великих мудрецов“. Причем, различные списки этой “великолепной семерки“ разнятся по своему составу. Только четыре “мудреца“ из этих семи присутствуют во всех списках — Фалес, Солон, Биант и Питтак. Причем, Фалес Милетский во всех вариантах этого списка всегда стоит на первом месте. Вероятно, он действительно был очень мудрым человеком, но в чем конкретно эта мудрость заключалась, наверняка неизвестно, ибо достоверных сведений о нем почти нет. А забавные истории о его жизни и открытие знаменитой теоремы, носящей его имя, были приписаны ему позднее. Из того, чем он (или те, кто приписал ему свои идеи) действительно обогатил мировую культуру в области Философии, важно обратить внимание на то, что первоосновой (субстратом) всего сущего он объявляет воду, и то, что “всё полно богов“, то есть весь мир пронизан духовными сущностями, богами, главным из которых является покровитель водной стихии и родного для Фалеса города Милета — Посейдон. Идеи Фалесовского “пантеизма“ (всебожия) развивал другой древний ионийский мыслитель Ксенофан. Он был родом из Колофона, города находящегося недалеко от Милета, и был хорошо знаком с идеями первого греческого мудреца. Правда, почти всю жизнь он провел в дали от родного края, спасаясь от персидского нашествия на его родину. В Фалесовский “пантеизм“ (всебожие) Ксенофан вносит существенное уточнение — всё полно не богов, а Бога, так как богов не может быть много. Бог, как абсолютное всесовершенное Существо, может быть только один. Он и есть подлинное бытие, не ограничиваемое ни временем ни пространством. А все боги, которым поклонялись разные народы (в том числе и греки), не суть боги, а просто вымышленные существа. И еще одним основоположником греческой Философии, также ионийцем, родом из города Эфеса, но не бежавшем от персидской оккупации, а подвергшийся влиянию религии персов Зороастризма, был младший современник Ксенофана — Гераклит Эфесский. Его еще называют “плачущим философом“, потому что, когда он видел чужую глупость, он всегда плакал. Но нам он, конечно же, важен не этим. А тем, что он впервые в истории ввел в философский оборот термин, который на многие тысячелетия станет фундаментом всей европейской (в том числе и христианской) учености, — λόγος (Логос, Слово). Уже совсем скоро — буквально через пару-тройку веков — это понятие будет обозначать присутствие Бога в Его творении. И поэтому его с удовольствие заимствуют христиане из греческой Философии и отождествят Божественной Личностью Иисуса Христа. Впрочем, это уже совсем другая история, с которой мы обязательно познакомимся в свое время. Тема следующей лекции, которая состоится 25 сентября, “Первые философские школы: милетцы, элейцы и пифагорейцы“. Посмотреть все лекции этого курса можно здесь: Архив видеозаписей лекций в ютубе: @user-xj9lw5ez8x Пожертвования на миссионерство и катехизацию Карта Сбербанка № 4276380230167285 привязана к номеру телефона 7(925)832-98-25 (Алексей Валентинович В.) при переводе средств обязательно укажите “На миссионерство“
Back to Top