История Философии. Философия обо́жения свт. Афанасия Великого

Видеозапись занятия по Истории Философии 30 октября. Тема: “Философия обо́жения свт. Афанасия Великого“. Читает катехизатор Алексей Волков Богословское и философское наследие Оригена оказалось “поляной, на которой одновременно растут и пшеница и сорняки“. В нем нужно было только “отделить пшеницу от плевел“, не повредив пшеницы. Этим-то и будут заниматься, как непосредственные ученики Оригена — Геракл (Иракл), еп. Александрийский и Дионисий Великий, сменивший его на Александрийской кафедре в 232 году, — так и опосредованный его ученик — свт. Афанасий Великий. Но были и такие, кто в наследии Оригена предпочитал плевелы пшенице. Таковым был Александрийский пресвитер (то есть помощник епископа) Арий. Впрочем, Арий, хотя и был родом из Африки, все же свою путевку в богословскую жизнь получил Антиохийской школе богословия. И с наследием Оригена он познакомился не в Александрии Египетской, а в Палестине, где Ориген жил последние 20 лет своей жизни. Но из богатейшего наследия Оригена Арий выбрал только то, что вписывалось в его узкую картину мира. То, что Логос есть посредник между Богом и Его творением представляется Арию вполне верным, но Логос сам есть творение Божие. Иначе получается, что есть 2 Бога — Отец и Его Сын Логос. А поскольку двух Богов быть не может, то Логос — не Бог, а всего лишь высшее Божие творение. Ну а поскольку во Христе воплотился именно Логос, то Иисус Христос не есть воплотившийся Бога, а просто самый хороший человек на свете. Но “самый хороший человек на свете“ не может нас спасти, — возражает этому квази-богословию Афанасий Великий, — ибо спасение есть обо́жение, а обо́жить может только Бог. Мысль в общем-то не новая. Она встречается и ранее — у автора Второго послания ап. Петра (I век) и у свт. Иринея Лионского (II век). Заслуга Афанасия в том, что он обо́жение, как суть спасения, и заимствованный у Оригена термин “Единосущие“ (ομοούσιος), объясняющий единство Лиц Божества, ставит во главу угла своей системы богословия. И хотя Афанасий Великий на I Вселенском Соборе, созванном в Никее (ныне Изник) в 325 году по поводу учения Ария, были лишь в качестве секретаря Александрийского епископа Александра, именно его богословие определило содержание итогового документа этого Собора, известного нам как Никейский Символ веры. Впрочем, Александрийцы не долго праздновали победу над арианами. Уже совсем скоро Арий вернулся из ссылки, а Афанасий, сменивший Александра на Александрийской кафедре, наоборот, подвергся опале за отстаивание “Никейской веры“. Все то время, пока Афанасий Великий то изгонялся со своей Александрийской кафедры, то возвращался на нее вновь, тихо и незаметно тащил свою лямку ректора Александрийского Дидаскалиона учение и верный последователь Оригена Дидим Слепец. Он не только продолжал философию Оригена, но и развивал ее, отвечая на новые вызовы относительно Божественности Святого Духа. Он написал трактат о Святом Духе, в котором излагал учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына. На Востоке это учение не прижилось, а вот в Западном Христианстве оно стало его “визитной карточкой“, благодаря богословию Блаженного Августина, усвоившего это учение через свт. Амвросия Медиоланского. Впрочем, это уже совсем другая история, с которой мы познакомимся на следующей лекции. Тема следующей лекции, которая будет 6 ноября, “Манихейство и Августин“. Посмотреть все лекции этого курса можно здесь: Архив видеозаписей лекций в ютубе: @user-xj9lw5ez8x Пожертвования на миссионерство и катехизацию Карта Сбербанка № 4276380230167285 привязана к номеру телефона 7(925)832-98-25 (Алексей Валентинович В.) при переводе средств обязательно укажите “На миссионерство“
Back to Top