История Философии. Философия (фальсафа) Ибн Рушда (Аверроэса)

Видеозапись занятия по Истории Философии 4 декабря. Тема: “Философия (фальсафа) Ибн Рушда (Аверроэса)“. Читает катехизатор Алексей Волков После того, как указом императора Юстиниана Великого была закрыта в VI веке Платоновская академия в Афинах, а философы из нее были изгнаны за пределы Римской (Византийской) империи, философия нашла себе пристанище на в востоке, вначале в Персии, а потом и в арабском мире. Помимо христианина Иоанна Дамаскина в Омейядском халифате были и философы-мусульмане — мутазилиты. Они провозглашали, что разум и свобода превыше слепой веры и покорности, а также ставили под сомнение некоторые доктрины ислама. Продолжили их дело в IX-XIII веках исламские фальсафиты — Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна) и Ибн-Рушд (Аверроэс), которых называют “Восточными аристотелистами“. Впрочем, философия Аристотеля, попавшая к ним в переводах на арабский мутазилитов, сильно отличалась от оригинала. Она была смешана с платонизмом и неоплатонизмом. К тому же сами фальсафиты ее синтезировали с доктринами ислама. Поэтому самый последний из фальсафитов Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198гг.ж.) решил “очистить“ Аристотеля от позднейших наслоений платонизма, неоплатонизма и ислама. Поначалу Ибн-Рушд был уверен, что, если ислам истинная религия, то философия не может повредить его вере. Но со временем он убедился в ложности ислама. Но когда он в этом убедился, он уже занимал должность главного духовного лица в арабской Испании — главного муфтия Кордовы. Как быть? Он решил, что ничего страшного. Простым людям, он их называл “риториками“, все равно во что верить. Им просто нужно красиво “лить в уши“ всякую чепуху, лишь бы они были добрыми, честными и покорными Аллаху. С богословами, он их называл “диалектиками“, сложнее. Но, если в спорах с ними избегать болезненных для них тем, то можно ужиться и с ними. Хотя, лучше от них держаться подальше. А вот с кем можно говорить обо всем, так это “аподиптики“. На них не действуют красивые риторические приемы, как на риториков, и ссылки на авторитет Корана, как на диалектиков, им нужна истина как таковая. Это и есть основная целевая аудитория Ибн Рушда. Почти до самого конца своей жизни ему удавалось “оставаться наплаву“ и быть самым уважаемым человеком в Кордове. Но слухи о его вольнодумстве распространялись, что под влиянием религиозных фанатиков привело к его отставке и ссылке. И несмотря на то, что вскоре он был реабилитирован, он очень тяжело пережил эту отставку и ссылку, и спустя год в 1198 году скончался. Однако переводы на латинский язык его “очищенного“ Аристотеля стали распространяться среди христиан Испании, а от них попали в христианские Европейские страны. Впрочем, это уже совсем другая история, с которой мы познакомимся на следующей лекции. Тема следующей лекции, которая будет 10 декабря, “Латинский Аверроизм “Группы Сигера“ и концепция 2-х истин“. Посмотреть все лекции этого курса можно здесь: Архив видеозаписей лекций в ютубе: @АлексейВолков-м3з2и Пожертвования на миссионерство и катехизацию Карта Сбербанка № 4276380230167285 привязана к номеру телефона 7(925)832-98-25 (Алексей Валентинович В.) при переводе средств обязательно укажите “На миссионерство“
Back to Top