Борис Пастернак. “Февраль. Достать чернил и плакать!..“ (читает Петр Каледин)
Декламации: Песня:
“образ «черной весны» — “прямая отсылка к «Черной весне» Анненского: При сопоставлении двух текстов обнаруживается мировоззренческая полемика. Если в мире Анненского отсутствует творческое начало, и все образы наделены семантикой смерти, то мир Пастернака сформирован и заряжен поэзией, рождающейся в непрерывном жизненном цикле. В пастернаковской поэтической системе образы Анненского перестраиваются и наделяются семантикой рождения, тем самым выражая жизнеутверждающее авторское мироощущение.
[...] Поэтический дебют Пастернака состоялся в период второго кризиса символизма. [...] Пастернак, так же, как и Цветаева, принадлежал к кругу «молодой московской поэзии». И так же, как и Цветаева, в ситуации консолидации «коллективных усилий» в поиске новых эстетических путей, ненадолго примкнув к футуристам группы «Центрифуга», уклонился от литературных школ, вырабатывая свой вариант «преодоления символизма» [первой из основополагающих филологических интерпретаций акмеизма стала статья Жирмунского «Преодолевшие символизм» 1916 г.].
[...] идеи, воспринятые Пастернаком у символистов, воплотились уже в первом сборнике «Начальная пора» (1929), который открывается «Февралём», но воплотились в новом качестве постсимволистского восприятия мира.
[...] Февраль — особый момент природного цикла, имеющий пограничное значение и символизирующий переходный этап от зимы к весне. Календарно этот месяц относится к зиме, завершает ее, но в сознании человека февраль знаменует начало весны. Весна же символизирует процесс перерождения, начало новой жизни, пробуждение.
[...] «Достать чернил и плакать!» — речь тоже о начале, но уже о начале духовной, творческой деятельности человека, воплощенной в написании стихов. «Плакать» в данном случае — то же, что «писать». Это метафора творчества, основанная на ассоциативной смежности двух процессов, реализуемых глаголами «плакать» и «писать». Троп, используемый здесь Пастернаком, является индивидуально-авторской метонимией. Переименование действия и замену одного слова на другое в данном тексте можно объяснить неразрывной связью двух этих процессов именно в художественной действительности этого стихотворения. Плакать — писать о жизни, смерти, бессмертии. [...] «Навзрыд» — типично пастернаковское определение творчества. Не случайно это слово обнаружится и в сильной позиции финала (И чем случайней, тем вернее // Слагаются стихи навзрыд) что демонстрирует кольцевое обрамление текста. Данным определением процесса творчества (навзрыд) Пастернак описывает не только само состояние поэтического вдохновения, но и его результат, которым является перерождение настигнутого вдохновением человека. Он переходит в другую реальность, в реальность поэтическую. В этот момент лирическое «я» достигает состояния полной экзальтации. Благодаря лексически актуализированной семантике плача («достать чернил и плакать», «слагаются стихи навзрыд») упор делается на болезненности перехода от обычного состояния человека к состоянию творческому. Представление о болезненности создается с помощью нанизывания инфинитивов, глаголов неопределенной формы (достать, плакать, писать). Состояние человека и природы в тексте тесно связаны, поэт здесь выступает в качестве Творца, который и есть Бессмертие, поэтому все чувства и эмоции героя опредмечиваются образами природы, выражаются в них. «Грохочущая слякоть» — образ, отражающий состояние эмоционального всплеска, описанного выше. «Черная весна» в этом контексте является символом благодатного времени для творчества. Черный цвет в стихотворении Пастернака не имеет негативной семантики, он связан с неизменным атрибутом поэзии — чернилами и символизирует энергийную силу первоматерии, как на квадрате Малевича.
2-я строфа вновь открывается инфинитивной конструкцией: «Достать пролетку». Пролетка выступает символом пути. В исследуемом тексте речь идет о переходе между двумя мирами, поэтому неизбежно возникает ассоциация с образом перевозчика Харона, который доставляет людей в царство мертвых по реке Стикс. Но наличие православного образа («благовест»), колокольного звона, призывающего к церковной службе, разворачивает путь обратно от смерти к жизни, к новому рождению. «Шесть гривен» воплощают в себе идею платы, взымаемой за переход. Но также цифра шесть может являться символом тех шести дней, за которые был создан божий мир. Все это складывается в вектор движения авторской мысли, обращенной к началу сотворения мира. Лирическое «я», родившись снова в процессе поэтического вдохновения и вместе с предвесенним преображением природы, оказывается в феврале как в новом мире, сотворенным им собственноручно“ ()
4 views
100
20
1 month ago 00:03:51 1
Doctor Zhivago - 1965 Trailer
1 month ago 00:02:12 1
Расул Гамзатов Журавли Учить стихи легко Слушать Аудио Онлайн
1 month ago 00:00:00 1
15 апреля, в 19:00 - прямая трансляция из зала Зарядье
1 month ago 00:05:24 1
“Когда На Сердце Тяжело...“ – Слушай эти Замечательные Стихи для Души!
1 month ago 00:22:34 1
Тарковский за 22 минуты
1 month ago 00:32:42 1
Джонатан Свифт Путешествия Гулливера Часть 1 Путешествие в Лилипутию Глава 1 Аудиокнига Слушать Онла
1 month ago 00:45:53 1
10 книг, от которых невозможно оторваться!🔥 Оценка - 10 из 10.
1 month ago 01:46:36 2
Вечер, посвященный 120-летию со дня рождения А.Н. Афиногенова.
1 month ago 00:45:32 3
Л. Н. Летягин “Странные сближенья: Пушкин, Толстой, Пастернак“.
1 month ago 00:06:41 1
Анимационный фильм «Рождественская звезда»
1 month ago 00:06:36 1
Евгений Носов Живое пламя Аудиокнига Слушать Онлайн
1 month ago 00:14:17 1
Евгений Носов Кукла Аудиокнига Слушать Онлайн
1 month ago 01:40:55 1
Народный артист СССР Георгий Товстоногов. Встреча в Концертной студии Останкино (1980)
1 month ago 02:47:07 1
Денис Иванович Фонвизин Недоросль Аудиокнига Слушать Онлайн
1 month ago 00:01:39 4
Борис Пастернак - Быть знаменитым некрасиво (читает Маша Матвейчук)
1 month ago 00:01:57 1
Мемориальный музей Бориса Пастернака, г. Чистополь
1 month ago 00:07:03 1
Александр Сергеевич Пушкин ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ Аудиокнига Слушать Онлайн
1 month ago 03:44:28 1
Россия. Доктор Живаго.
1 month ago 00:01:40 1
Цвет небесный синий цвет Стихи поэта Николо Бараташвили перевод Пастернака Tsvet Nebesny Siny Tsvet
1 month ago 00:02:21 1
Василий Андреевич Жуковский Море Учить стихи легко Аудио Стихи Слушать Онлайн
1 month ago 00:05:44 1
Георгий Мурсакулов читает стихотворение “Смерть сапёра“ Бориса Пастернака.
1 month ago 00:08:02 1
Доктор Живаго: Свеча горела (Олег Меньшиков)
1 month ago 00:02:05 1
Борис Пастернак: Зимняя ночь
1 month ago 06:39:14 3
ВЕЛИКИЕ КНИГИ МОДЕРНИЗМА (К 120-ЛЕТИЮ ПОЭТИЧЕСКОГО СБОРНИКА А. БЛОКА «СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ»)