Пантеон | Михаил Рожков. Кадриль
/ Комитет национального наследия, 2023.
/ Гостелерадиофонд, 2019.
/ Главная редакция народного творчества, 1987.
/ Фрагменты концерта с участием М.Рожкова (балалайка) и Государственного республиканского русского народного ансамбля “Россия” п/у В.Гридина.
“Московская кадриль“. Известная задорная советская песня из репертуара Льва Барашкова. Музыку написал баянист, танцор, хормейстер, куплетист, дирижёр и композитор Виктор Иванович Темнов (1934-2014). С 1959 по 1989 гг. он работал зав.музыкальной частью в Государственном академическом хореографическом ансамбле “Берёзка“ под руководством Н.С.Надеждиной.
Начиналась она с инструментального варианта под простым названием “Кадриль“ в виртуозном исполнении Михаила Рожкова.
—
Михаил Федотович Рожков (1918-2018) был лучшим балалаечником Советского Союза. Родился в в селе Крюковка Нижегородской губернии. В 1934 г. поступил в Ленинградское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, на отделение домры. Позже перевёлся на отделение балалайки. В 1936 г. стал выступать в Русском оркестре им В.В.Андреева. В 1953 г. окончил факультет народных инструментов Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу балалайки.
Прожил почти 100 лет. В августе 2023 г. исполняется 105 лет со дня его рождения. Многие были очарованы потрясающей грустью балалайки Михаила Рожкова из фильма “А зори здесь тихие“ (Киностудия им. М.Горького, 1972).
Выдающийся дирижёр XX века Герберт фон Караян называл его «Паганини русской балалайки».
Наш выдающийся балалаечник Алексей Архиповский, покоряющий сегодня своей волшебной игрой, рассказал в одном из интервью, как во время своей учёбы в Гнесинке в 1980-х впервые увидел Михаила Рожкова: «Запомнился тогда его спор с профессором Нечепоренко о том, кто лучше укладывает фрак в гастрольный багаж. Его большие руки на струнах, его звук и странные приёмы игры. Помню, что никто из балалаечников не мог понять, как он это делает. Неправильно он играл, не так, как учат, а в результате — получается музыка...»
«Виктор Дубровский вспоминал, как плакал Герберт фон Караян на концерте Рожкова, как рассматривал его балалайку, не понимая, как может этот незатейливый инструмент рождать такие эмоции. Потом я сам играл что-то из его репертуара и пытался повторить, и отчаивался, и настаивал, и сдавался. Уникальное — неповторимо!» — это слова Архиповского.
—
• Комитет национального наследия: