Илиа был бы горд за каждое бесстрашное сердце, бьющееся во имя его родины, во имя нашей родины!

Илиа был бы горд за каждое бесстрашное сердце, бьющееся во имя его родины, во имя нашей родины! За поколение, восставшее ото сна сквозь столетия благодаря ему! [|Илию не смогли убить!] Неужели фанатики верят, что, убивая, подобных Илие, они способны убить саму идею. Идею, которая сама по себе бессмертна, и только, подобные Илие люди, могут ей служить, а не бессильные, лишенные всяких талантов и знаний негодяи. “Убит Илиа“ — сказал мне один мой знакомый с печалью и в тоже время с недоумением. Эта новость ввергла меня в состояние ужаса и вызвала множество вопросов: кто мог убить Илию? Разве можно такого человека убить? Не уж то грузины подняли руку на своего же отца, верно служившему свою народу, народу, который так нуждается в нем. А, может, все же это инородцы из зависти к его уму, таланту, к пройденному пути, а, главное, его дару быть убежищем для нашего народа и страны. Тысяча подобных вопросов зародилось в моей голове в тот момент и даже сегодня, в момент, когда эти строки пишутся, я не знаю причину смерти Илии. Мы с вами знаем, читатель, только то, что у нас украли самого значимого человека для страны, человека, который вдохнул жизнь в нашу литературу, и, будучи общественным деятелем, яростно защищал интересы своего народа. Кого я могу назвать равным Илие? Это жестокое, варварское убийство, подобное которому в стране никогда не было и не будет! Воистину не ведали убийцы Илии, что творили. Это страшное явление, страшное событие. Что должно было происходить в головах людей, сумевших совершить подобное. Это очевидно, и я скажу очевидное: если бы убийцы могли убить саму Грузию, они бы это сделали. Задумайтесь, не так ли это? Да, именно так. И это страшная беда, беда, которая пришла к нам с вами в дом. Неужели, они, идя на убийства лучших людей, не понимают, что этим убивают и само государство. Убив Илию, они обрекли на погибель все Отечество. Неужели мы так обмельчали, потеряли человеческий облик, забыли, что такое стыд? Нам так затуманило разум, что подобные мысли рождаются в умах людей в Грузии? Людям, подобных Илие, еще при жизни ставят памятники в других странах, мы же сжигаем его на костре, убиваем, как злодея. Бедные мы! Несчастная Грузия! Что мы можем сказать об убийцах, геростатах двадцатого века? Что из себя должны представлять люди, способные на убийство Илии? Как же мы должны о них думать? Как же мы должны с ними поступить? Неужели так, как сейчас от нас ждут? Мечом и огнем? Нам только этого не хватало, чтобы мы варварством ответили на варварство, перебили сами друг друга на радость и так одерживающему над нами вверх врагу. Да убережет нас Бог от подобного поведения. Будучи жалкими и лишенными разума, знаний и морали, полные зависти и желчи, они заслуживают только жалости. Они слепцы. Мы грузины должны их оплакивать и относиться с сожалением. Что еще мы можем сделать? Что иное подумать? Кровь за кровь? Грех будем приумножать грехом? Позор — позором? Если в тех людях была бы хоть капля человеческого, неужели они бы совершили подобное? Какую бы обиду они не затаили на него, неужели, они смогли бы убить его? Нет. Они нелюди, мы должны наречь их зверями, скотиной. Как можно уподоблять человека скотине и сводить с ней счёты? Это будет актом самоунижения и бесчестья. “Убит Илиа!..“ Но убить его так и не смогли! Память о нем бессмертна, пока существует Грузия. Да, не смогли. Даже если смерть Илии принесла радость нескольким, то сотни тысяч оплакивают его уход. Сколько бы времени не прошло, скорбь и любовь приумножаться в сердцах людей. Отовсюду слышны душераздирающие стоны: “Несчастный Илиа, несчастный Илиа!“. Несчастный Илиа? Человек, осуществивший свой долг перед страной, не может быть несчастным. Он был борцом. Делал все во благо народа. Ушел он уставшим. Нашёл покой в холодной могиле, забрав с собой нашу печаль, печаль о нашей Родине. Забрав с собой те пули, которыми мы ему отплатили, оставив на его теле язвы. Унеся с собой все содеянное нами, Илиа настолько мудр и настолько любит грузин и Грузию, что представ перед лицом предков, не желая осрамить нас и вызвать их гнев, Илиа скроет от их взора и пули, и язвы. Да будет вечно жива память о тебе, наша надежда и любовь, Илиа! [|Важа-Пшавела] Я взываю к вам, спящие грузины, восстать ото сна, вы же поворачивайтесь на второй бок и оскорбляете меня — Илиа Чавчавадзе (8 ноября 1837 года — 12 сентября 1907 года) — лидер национально-освободительного движения, боровшийся за восстановление независимости Грузии после ее аннексии Россией, при жизни именуемый Pater Patriae (Отцом Отечества). В 1987 году канонизирован Грузинской церковью под именем Илиа Праведный.
Back to Top