Притча Франца Кафки «Перед Законом» (анимация А. Алексеева из фильма Орсона Уэллса «Процесс»)
Притча Франца Кафки «Перед Законом»
Перед законом стоит привратник. К этому привратнику подходит человек из деревни и просит разрешения войти в закон. Но привратник говорит, что сейчас он не может разрешить ему войти. Человек думает и спрашивает потом, нельзя ли ему тогда войти позже. «Что ж, это возможно, — отвечает привратник, — но только не сейчас». Поскольку ворота, ведущие в закон, раскрыты, как всегда, и привратник отходит в сторону, человек нагибается, чтобы заглянуть через ворота вовнутрь. Когда привратник замечает это, он смеется и говорит: «Если это тебя так манит, то попробуй тогда войти туда вопреки моему запрету. Но запомни: я всемогущ. И я только самый нижний привратник. От зала к залу там дальше стоят привратники один могущественнее другого. Уже перед лицом третьего теряюсь даже я».
Таких трудностей человек из деревни не ожидал; закон ведь должен быть доступен каждому и всегда, думает он, но когда он сейчас внимательнее разглядывает привратника в меховом пальто, его большой острый нос, его длинную, тонкую, черную татарскую бороду, он решает все же лучше подождать до тех пор, пока не получит разрешение на вход. Привратник ставит ему табуретку и указывает ему сесть в стороне от дверей.
Там он сидит дни и годы. Он делает много попыток добиться позволения войти и утомляет привратника своими просьбами. Привратник же нередко устраивает ему маленькие расспросы, спрашивает его о его родине и еще много о чем, но это все безучастные вопросы, из тех, которые задают владетельные персоны, и в конце он говорит ему снова и снова, что еще не может впустить его. Человек, который много чего взял с собой в дорогу, использует все, даже самое ценное, чтобы подкупить привратника. Тот, хотя и принимает все, но говорит при этом: «Я беру только потому, чтобы ты не думал, что куда-то не успел».
За эти долгие годы человек почти непрерывно наблюдает за привратником. Он забывает других привратников и только этот первый кажется ему единственным препятствием на пути в закон. Он проклинает такое несчастное стечение обстоятельств, в первые годы бесцеремонно и громко, позднее, когда стареет, только лишь ворчит себе под нос. Он впадает в ребячество и, поскольку за время многолетнего изучения привратника он рассмотрел также и блох в его меховом воротнике, он просит и блох помочь ему и переубедить привратника.
В конце концов его взор слабеет, и он не знает, действительно ли это вокруг него стало темно, или это только обманывают его глаза. Однако и сейчас он не может не распознать в этой темноте сияния, негасимо льющегося из дверей закона. Только жить ему уже осталось недолго. Перед смертью опыт всей его жизни собирается в его голове в один-единственный вопрос, который он еще не задавал привратнику. Он слабо машет ему рукой, потому что больше не может выпрямить свое немеющее тело. Привратник вынужден глубоко склониться к нему, ибо разница в росте изменилась отнюдь не в пользу человека. «Что же тебе сейчас еще хочется знать? — вопрошает привратник, — ты и впрямь ненасытен». «Все ведь так стремятся к закону, — говорит человек, — почему же тогда за многие годы никто, кроме меня, не потребовал войти в него?»
Привратник видит, что человек уже находится при смерти и, чтобы достичь его затухающего слуха, громко кричит ему: «Здесь никто больше не мог получить разрешения на вход, ибо этот вход был предназначен лишь для тебя одного! Сейчас я уйду и закрою его».
1915 г.
Анимация из фильма Орсона Уэллса «Процесс»
В 1961 году режиссер Орсон Уэллс, вероятнее всего, под ярким впечатлением от графики к изданному годом ранее «Галлимаром» «Доктору Живаго», обратился к Александру Алексееву и Клер Паркер с предложением сделать пролог и эпилог к своему новому фильму «Процесс» методом «игольчатого экрана».
Притча, написанная и начитанная Уэллсом, звучит в Прологе, затем во время встречи К. и Хастлера, наконец, в Эпилоге, который заканчивается словами: «…я исполнил роль Адвоката, написал сценарий и поставил этот фильм. Меня зовут Орсон Уэллс».
6,585 views
14
2
20 hours ago 00:46:39 1
САМАЯ ВОЛШЕБНАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА В РИКЕВИРЕ, ФРАНЦИЯ_ ПУТЕШЕСТВИЕ В НОВЫЙ ГОД! _ РИКВИР ФРАНЦИЯ
3 days ago 01:13:06 1
70-е собрание интернет-содружества. Притча о брачном пире. Вячеслав Семенов.
1 week ago 01:20:23 7
В.Г. Распутин. Уроки французского
1 week ago 00:52:04 3
144. Сказка о младом ювелире Франце и его яростном стремлении истребить чуму.
2 weeks ago 02:26:14 1
AMPHITRYON [Киноверсия спектакля на французском языке]
1 week ago 00:05:38 23
“Неизвестный французский гидросамолет. Часть третья“ - окончание рассказа про редкий CAMS-37
3 weeks ago 00:13:10 9
Сказки старого пианино. Антонио Вивальди
3 weeks ago 00:13:00 18
Сказки старого пианино. Людвиг Ван Бетховен
3 weeks ago 00:02:22 1
Сказки Золотого века - Трейлер
3 weeks ago 00:00:35 430
Пиноккио
3 weeks ago 00:02:03 1
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПЕСЕННАЯ ИСТОРИЯ ОБ АЛЕКСАНДРЕ III. Песня-притча “Про лягушек“, поет Светлана Копылова
3 weeks ago 00:34:55 21
Рождественская сказка Кольмара: самая волшебная ярмарка Франции!
4 weeks ago 00:00:23 4
Наклейки для декорирования СКАЗКИ ФРАНЦИИ светящиеся, 21х14 см, 461606
1 month ago 00:00:31 9.8K
Письмо и рукопись рассказа Франца Кафки продали на аукционе за 286 тысяч евро
3 weeks ago 00:10:05 28
“Неизвестный французский гидросамолет. Часть вторая“ - продолжение рассказа про редкий CAMS-37
4 weeks ago 00:06:35 30
“Неизвестный французский гидросамолет. Часть первая“ - начало рассказа про редкий CAMS-37 из Франции
1 month ago 00:48:08 17
Два дня в Архангельской Сказке - Туристический Комплекс “Малые Карелы“, 01 - 03 июля 2024 г.
1 month ago 01:28:04 185
Преступление дьявола (Италия, Франция - 1970г.)
1 month ago 00:00:29 6
ЧИТАЮ САМ. ЛУЧШИЕ СКАЗКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
1 month ago 00:01:14 5
▶️ Власти Украины рассматривали вариант зачистки жителей Донбасса силами Французского иностранного легиона. Об этом ТАСС рассказ