Рождество | Константин Бальмонт. В безбрежности
/ Руслан Богатырев, 2019.
/ муз. Иоганн Пахельбель, сл. Константин Бальмонт
/ аранж. Олег Князев / исп. Руслан Богатырев
/ кармен-композиция: Руслан Богатырев
Необычное произведение с элементами мелодекламации. Классический канон немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Пахельбеля в форме христианского романса-молитвы на стихи Константина Бальмонта. Западно-европейская духовная музыка в сочетании с русской поэтической классикой Серебряного века.
Сергей Иванович Танеев, любимый ученик Чайковского, один из лучших знатоков великого Палестрины, пожалуй, главной своей творческой задачей считал раскрытие секретов архитектоники западно-европейской церковной музыки. С тем, чтобы русская духовная музыка смогла освоить эти высоты европейского искусства.
Константин Бальмонт также стремился перенести в русский мир лучшие приёмы европейской поэзии. Тем интереснее мне было объединить Пахельбеля и Бальмонта.
—
Канон Пахельбеля (PWC 37, , PC 358), также известный как «Канон в ре мажоре» является самым знаменитым произведением немецкого композитора эпохи барокко Иоганна Пахельбеля (1653-1706). Первоначально оно было написано для трёх скрипок и генерал-баса. Предположительно «Канон» был создан в 1694 г.; впервые опубликован в 1919 г. Канон Пахельбеля впервые был опубликован спустя почти четверть века после выхода поэтического сборника Бальмонта. Иными словами, Бальмонт в 1895 г. не мог его слышать.
—
Текст романса создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из стихотворений Константина Бальмонта, вошедших в его сборник “В безбрежности“ (1895):
• Ночью мне виделся;
• О, только бы знать, что могу я молиться.
«В безбрежности» («Лирика») — второй поэтический сборник К.Д.Бальмонта, вышедший в 1895 г. в Москве и сыгравший, как признано, важнейшую роль в становлении русского символизма. Эпиграфом к книге были избраны слова Ф.М.Достоевского: «Землю целуй, и неустанно ненасытимо люби, всех люби, всё люби, ищи восторга и исступления сего».
—
В БЕЗБРЕЖНОСТИ
муз. Иоганн Пахельбель, сл. Константин Бальмонт
Ночью мне виделся кто-то таинственный,
Тихо склонялся он, тихо шептал,
Лучшей надеждою, думой единственной,
Светом нездешним во мне трепетал.
Ждал меня, звал меня долгими взорами,
К небу родимому путь открывал,
Гимны оттуда звучали укорами,
Сон позабытый всё ярче вставал.
Что от незримых очей заслонялось
Тканью телесною, грёзами дня,
Всё это с ласкою нежной склонялось,
Выше и выше манило меня.
—
О, только бы знать, что могу я молиться,
Что можно молиться, кому я молюсь!
О, только бы в мыслях, в желаниях слиться
С тем чистым, к чему я так жадно стремлюсь!
И что мне лишенья, и что мне страданья,
И что мне рыдающих струн трепетанья,—
Пусть буду я ждать и томиться года,
Безумствовать, падать во тьме испытанья,—
Но только бы верить теперь и всегда,
Но только бы видеть из бездны преступной,
Что там, надо мной, в высоте недоступной,
Сияет, горит — и не меркнет Звезда!