Испытания раннего опытного фаэтона ГАЗ-61-40, конструктор В. И. Грачёв, 1939 год.
Новый вездеход полностью оправдал надежды создателей - ведущего конструктора В. А. Грачева, инженеров Б. Д. Кирсанова, А. Г. Кузина, Н. Г. Мозохина, М. П. Пименова, С. Г. Зислина, В. И. Подольского и др. Такого автомобиля страна еще не знала. На шоссе с полной нагрузкой (500 кг) он развивал скорость более 105 км/ч и потреблял от 14 литров на 100 км. Благодаря полному приводу, мощному и тяговитому 6-цилиндровому мотору, трансмиссии с широким силовым диапазоном, покрышкам со специальным профилем и поднятой на 150 мм раме, внедорожная «Эмка» показывала превосходные результаты на бездорожье. Автомобиль легко справлялся с тяжелыми участками бездорожья и преодолевал подъемы до 43°, что «по зубам» не каждой гусеничной машине. Причем, эта величина (43°) ограничивалась скручиванием задних полуосей и началом опрокидывания назад, а не тяговыми возможностями. На песке ГАЗ-61-40 брал подъем с места до 15° (машина развивала скорость на песке до 40 км/ч, пользуясь которой водитель мог преодолевать любые естественные препятствия, вплоть до совершения прыжков на большой скорости с гребня карьера), а с разгоном - до 30°; брод (со снятым ремнем вентилятора) - до 820 мм; ров - шириной до 900 мм, снег - глубиной более 400 мм. Вездеход не застревал даже на размытых осенними дождями грунтовых дорогах и пашне, мог буксировать прицеп весом до 700 кг, уверенно переваливал через бревно диаметром 370 мм и даже взбирался на дощатый 450-миллиметровый помост танцплощадки культ-базы автозавода. Большое впечатление на испытателей и сторонних зрителей производили 24 августа подъемы по лестнице Волжского откоса у Кремля (273 ступени), по достаточно крутому откосу под Волжской набережной, по четырехмаршевой лестнице культ-базы завода в Стригинском бору, причем прямо с песчаного окского пляжа. По некоторым данным по окончании первого этапа испытаний и перед проведением осенне-зимних испытаний кузов “фаэтон“ у первого образца был заменен закрытым кузовом “седан“ от М-1 или 11-73. По итогам второй части испытаний был сделан вывод, что проходимость машины гарантирует безотказное движение по любому естественному бездорожью, преодолеваемому полугусеничным вездеходом ГАЗ-60 (кроме снега глубиной более 0,45 м). На основании испытаний ГАЗ-61-40 наркомат среднего машиностроения принял решение о постановке его в производство уже к концу 1940 года и о прекращении подготовки к производству пикапа ГАЗ-21 и его модификаций, но по техническим причинам их подготовка к производству не была закончена в утвержденные сроки и модель была снята с плана освоения на 1940 год. Все известные ранние автомобили ГАЗ-61-40 были созданы путём перестановки кузовов с ранее построенных фаэтонов ГАЗ-11-40 на полноприводные шасси. В начале войны машины использовались высшим командным составом РККА.