Исполняют:
0:00 Альберт Мирзоян, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 1979 г.
1:54 Николай Цискаридзе, Большой театр, 1995 г.
3:50 Уилфред Ромоли, Парижская опера, 1995 г.
6:02 Владимир Шкляров, Мариинский театр, 2007 г.
8:00 Иван Васильев, Большой театр, 2007 г.
9:58 Кимин Ким, Мариинский театр.
Хореография Николая Зубковского; редакции Ю. Григоровича, Р. Нуреева.
Двухминутный танец Божка в «Баядерке» Людвига Минкуса появился благодаря виртуозному танцовщику Кировского театра оперы и балета Николаю Зубковскому (1911-1971). В 1948 г. при возобновлении спектакля, поставленного в 1941 году Владимиром Пономарёвым и Вахтангом Чабукиани в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова (по хореографии Мариуса Петипа), в него добавился этот номер, сочинённый Николаем Александровичем Зубковским для себя. Музыку к нему написал Павел Эмильевич Фельдт (1905-1960) – композитор и дирижер, который в это время работал в театре. Существует мнение, что Фельдт использовал музыку «Персидского марша», написанную Л. Минкусом для балета «Le Papilion», поставленного М. Петипа в 1874 г.
В Москве, в Большом театре, Золотой божок в «Баядерке» появился в сценической редакции Юрия Григоровича, которую он осуществил в 1991 г. (эта версия идёт до сих пор). Поскольку сам Ю. Н. Григорович танцевал Золотого божка еще в Кировском театре, эта партия вошла в его версию спектакля практически без изменений.
По словам балетоведа Б. А. Львова-Анохина вариация «Золотой божок» - «настоящий маленький шедевр…Здесь лёгкость сочетается с бронзовым чеканом скульптурных поз, динамика танца - с выразительной статикой загадочной неподвижности».
Перед нами не божок, а таинственный, ослепляющий своим сиянием бог. Сегодня без этой маленькой вариации не обходится почти ни одна классическая «Баядерка» мира.
Ballet “Bayadere“. Variation of the “Golden God“
They perform:
Albert Mirzoyan, Leningrad Kirov Opera and Ballet Theater, 1979;
Nikolai Tsiskaridze, Bolshoi Theater, 1995;
Wilfred Romoli, Paris Opera, 1995;
Vladimir Shklyarov, Mariinsky Theater, 2007;
Ivan Vasiliev, Bolshoi Theater, 2007;
Kimin Kim, Mariinsky Theater.
Choreography by Nikolai Zubkovsky; editors: Y. Grigorovich, R. Nureyev.
The two-minute dance of the God in the Bayadere by Ludwig Minkus appeared thanks to the virtuoso dancer of the Kirov Opera and Ballet Theater Nikolai Zubkovsky (1911-1971). In 1948, at the resumption of the performance staged in 1941 by Vladimir Ponomarev and Vakhtang Chabukiani at the Leningrad Kirov Opera and Ballet Theater (choreographed by Marius Petipa), this number, composed by Nikolai Alexandrovich Zubkovsky for himself, was added to it. The music for it was written by Pavel Emilevich Feldt (1905-1960), a composer and conductor who worked at the theater at that time. There is an opinion that Feldt used the music of the “Persian March“ written by L. Minkus for the ballet “Le Papilion“ staged by M. Petipa in 1874.
In Moscow, at the Bolshoi Theater, the Golden God in the Bayadere appeared in the stage version of Yuri Grigorovich, which he carried out in 1991 (this version is still going on). Since Yu. N. Grigorovich himself danced the Golden God back in the Kirov Theater, this part was included in his version of the play almost unchanged.
According to ballet scholar B. A. Lvov-Anokhin, the variation of the “Golden God“ is “a real little masterpiece ... here lightness is combined with the bronze chasing of sculptural poses, the dynamics of dance - with the expressive static of mysterious immobility.“
Before us is not a god, but a mysterious, blinding god with his radiance. Today, almost no classical “Bayadere“ of the world can do without this small variation.