Анна | Блок 3

В самом абстрактном смысле форма – это структура, способ, которым создается целое. С одной стороны, форма в искусстве обусловлена природой материала. С другой стороны, форма выходит за пределы материала, становится активной, сама начинает творить. Художественное содержание в этом случае нуждается в форме, так как только через нее может быть выражено. В искусстве не только преодолевается «вещность» формы, но и сам акт ее творения делает возможным существование содержания. Содержание существует не до формы, а творится через форму, то есть через выражение. Слово «форма» обозначает существенную природу вещи, или, более точно, природу как таковую, понимаемую обусловливающей во всех ее проявлениях, в том числе и в фигуре, и в очертаниях. Форма есть то, за счет чего определенная вещь есть именно та вещь, которой она является. В этом смысле, как уже говорилось, форма есть для каждой и всякой вещи причина ее бытия. Основывая вещь как определенное бытие, форма отделяет ее от всего, что она не есть. Эту власть формы можно легко наблюдать в искусстве рисования, в котором несколько линий способны изолировать участок пространства от других, окружающих его, и, таким образом, очертить отдельное бытие. Эта власть формы обнаруживает себя в очерчивании, если действие происходит в пространстве; или в определении, если действие осуществляется в абстрактном знании. Слово «определение» само по себе фиксирует отношение между двумя операциями – определением и отделением. Определить – значит «обозначить пределы или границы этого». Жильсон Э. Живопись и реальность // Западноевропейская эстетика
Back to Top