Анна | Белоснежка

Вернер Гейзенберг (1901–1976), один из основателей квантовой механики, смело верил, что красота владеет истиной: «Когда сама природа подсказывает математические формы большой красоты и простоты… то поневоле начинаешь верить, что они “истинны”, то есть что они выражают реальные черты природы», - как вспоминает его жена: ... Однажды лунной ночью мы шли по горе Хайнберг, и он был совершенно зачарован своими мысленными образами, пытаясь растолковать мне свое новое открытие. Он говорил о чуде симметрии как прообраза творения, о гармонии, о красоте простоты и о ее скрытой сути. Геометрическая фигура (или кратко: фигура) – это мысленный образ реального предмета, в котором сохраняются только форма и размеры, и только они принимаются во внимание. Все эти точки, отрезки, треугольники и так далее — это один из способов, которым мы раскладываем материю в нашем представлении, которые мы раскладываем на самые простые блоки реальности, на самые простые формы, которые может принимать материя. Выяснив, по каким принципам существуют эти простейшие блоки, мы можем сообразить и как работают состоящие из них макросистемы. Таким образом, мы стараемся выхватить из реальности самую ее суть. Выхватывание самой сути полезно с эволюционной точки зрения, поэтому неудивительно, что мы получаем от этого удовольствие. Возможно геометрические фигуры нравятся нам, потому что это самая базовая геометрия, которая только может существовать по нашему мнению. А между тем лица людей чрезвычайно похожи. Если задуматься, то лицо одного человека отличают от лица другого человека какие-то мелочи, но мы, очень редко глядя на лица можем кого-то перепутать. Из каждого лица наш мозг пытается выхватить самую самую суть, чтобы потом узнать его. По той же причине нам нравятся фильмы, они не копируют реальность, иначе их бы никто не смотрел. Никто не захотел бы видеть на экране какую-нибудь рутину. Хорошая история, которую показывает кино, извлекая самое важное и избавляясь от всего ненужного, дает выжимку реальности. То же касается книг, игр, картин, да и любых проявлений человеческого творчества. В своем труде «Государство» Платон говорил, что наш мир не настоящий, он лишь тень реального мира - мира идей. Когда мы говорим с человеком, например о диване, не имея в виду какой-то конкретный диван, человек понимает, о чем мы говорим. В этот момент мы оба смотрим на диван, но делаем это не глазами, а умом. Мы говорим об идее дивана. Все существующие диваны вне зависимости о того, как они выглядят, являются лишь проекцией того самого идеального дивана, который существует не в нашем, а в единственно реальном мире – мире идей. Конечно, это касается не только дивана, а вообще всего. Этот мир идей постигнуть можно только умом. Критерий естественности — это не то, от чего следует отталкиваться. «Мы видим, таким образом, что поиски прекрасного приводят нас к тому уже выбору, что и поиски полезного»- Жуль Анри Пуанкаре. Симметрия – это один из самых важных принципов. Симметрия привлекает внимание и стимулирует. И это объясняет, почему художники могут с успехом использовать симметрию. Наиболее симметричные лица оцениваются как наиболее привлекательные. Это само по себе едва ли удивительно. Но интересно то, что даже мельчайшие отклонения оказываются неприемлемыми. Почему? Симметрия — это маркер крепкого здоровья, которое в свою очередь является индикатором привлекательности.
Back to Top