МОЖНО ЛИ СЛЕДОВАТЬ ПЕРЕВОДАМ КОРАНА

Покойный предводитель ваххабитов и бывший муфтий Саудовской Аравии, не так давно, выступая в Мединской мечети, сказал, что в Коране и хадисах, маджаза, то есть образных выражений, не бывает. Тогда один учёный из Сирии спросил его об аяте: «(смысл) Кто слеп в этом мире, он и на том свете будет слепым и ещё больше заблудшим». «Что ты скажешь про этот аят?» Все знали, что их предводитель был слепым. Он растерялся и ничего не смог ответить. Слова «Слепой в этом мире» это маджаз, образное выражение и его смысл в том, что у человека слепое сердце (т.е. отвергающее истину). В Коране есть десятки аятов, которые обязательно нужно толковать иносказательно; если их перевести буквально, можно впасть в заблуждение и не понять смысл. Например: Буквально этот аят переводится следующим образом: «Все исчезнет, кроме лика Аллаха». Т.е. получится, что сам Аллах тоже исчезнет, останется только Его лицо. Да убережет нас Аллах от таких дурных мыслей. Алимы тафсира толкуют этот аят таким образом: «Все исчезнет кроме Аллаха» или «Все деяния бесполезны, кроме тех, которые совершены ради довольства Аллаха».  Для иносказательного толкования такого шедевра языка, как Коран, нужно соблюдать определенные условия и правила. Полноценное адекватное толкование прерогатива специалиста. Поэтому нельзя переводить Коран без использования тафсира, опираясь лишь на знание арабского языка. Ваххабиты утверждают, что Аллах на ‘Арше, что у Него есть глаза, руки, ноги, именно потому, что они понимают и переводят иносказательные аяты буквально и не смотрят, как об этих аятах сказано в толкованиях саляфов. Таким образом, они заблуждаются сами и вводят в заблуждение других.  Коран содержит большое количество аятов, толкование которых дал сам Посланник Аллаха ﷺ. Если не ознакомиться с этими толкованиями, можно неправильно понять смысл аятов. Поэтому во всех книгах хадисов есть разделы «Китаб ат-тафасир» - книга толкования Корана хадисами Посланника Аллаха ﷺ. К примеру, в книге «Сахих аль-Бухари» в третеьем томе такой раздел тафсира, называющийся китаб, занимает 250 страниц. В этом китабе приводятся толкования Корана, которые сделал сам Пророк Мухаммад ﷺ. Есть очень много хадисов, толкующие Священный Коран. Следует знать эти хадисы.  Это во-первых. Во-вторых, также следует знать о толкованиях, которые давали асхабы и табиины, без ознакомления с которыми невозможно понять смысл многих аятов. Чтобы знать все эти тафсиры, человек, как бы хорошо он ни знал арабский язык, все равно нуждается в таких книгах, как тафсиры Табари, Ибну Касира, Суюти и др. В-третьих, Коран содержит множество аятов, которые были ниспосланы в связи с какими-то событиями или по какой-то причине. Существуют специальные книги, описывающие эти причины. Если не иметь сведений об этих причинах, невозможно понять основную цель и решение тех аятов. В-четвертых, в Коране также есть аяты насих и мансух, т. е. те, которые изменили предыдущее решение, и те решения, которые изменены последующими аятами. Также есть мухкамат и муташабихат, т. е. аяты, исходя из которых непосредственно можно принять решение, и аяты иносказательные, которые нужно правильно истолковать, иначе смысл будет понят неправильно.  Если человек знает в совершенстве арабский язык, но не владеет науками, связанными с языком, такими как синтаксис (нахв), морфология (сарф), логика (мантик), риторика (ма‘ан), стилистика (бади‘), то он не сможет понять глубину и красноречие Корана. В Коране затрагиваются вопросы вероубеждения (‘акиды) и юриспруденции (фикх). Коран также содержит множество аятов, описывающих природные явления. Не познав указаные науки, невозможно понять смысл этих аятов, как бы хорошо человек ни знал арабский язык. Ваххабиты, которое раздают переводы Корана на право и налево, знающему и не знающему, и призывают следовать этому переводу Корана, преследуют лишь цель - разделить умму мусульман. Так как каждый будет понимать Коран и принимать решения из него по своему умозаключению. Тем самым умма разделится, у каждого будут свои убеждения и от единства мусульман не останется ничего.
Back to Top