ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Эрика Эриксона. ХОРОШИЙ ЗВУК. Эрик #Эриксон. Всестороннее развитие личности
Теория развития личности Эрика Эриксона.
Развитие личности – тема, интересующая и психолога, как исследователя человеческой жизни, и самого человека, как пользователя психологических знаний. Как и чем определяется превращение младенца в подростка, подростка — во взрослого человека? А после взросления — что? Есть ли дальнейшие этапы, есть ли вершины развития личности?
Один из вариантов ответа на эти вопросы дает эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона – немца, родившегося в Франкфурте-на-Майне и основную часть своей жизни проработавшего в Бостоне и Гарварде.
Эрик Эриксон всегда считал себя психоаналитиком. Тем более интересно, как он был вынужден – и сумел – модернизировать психоанализ под требования современных ему тем психотерапевтической работы.
Психотерапевты знают, что запросы клиентов имеют свои колебания, похожие на смены увлеченности той или иной модой или музыкальным направлением. В 50-е годы актуальной была тема потери смысла жизни, в последние несколько десятилетий типовой является тема «Не знаю, что мне хочется». В то время как работал и творил Эрик Эриксон (это тридцатые-пятидесятые годы ХХ века), в десятилетия труднейших в первую очередь социальных выборов, одним из важных запросов был запрос на «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбился ли я с пути?» Эта тема, которую Э. Эриксон назвал темой эго-идентичности, стала центральным пунктом его творчества.
1. Доверие и недоверие
Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
2. Самостоятельность (автономия) и нерешительность (стыд и сомнения)
Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка
вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - неадекватность).
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им.
4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности)
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой.
5. Идентификация личности и путаница ролей.
При переходе в пятую стадию (12-18 лет, кризис подросткового возраста) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают...
#ЭрикЭриксон #ТеорияЛичности #СтадииРазвития #Психология #Неофрейдизм
1 view
2209
813
8 years ago 00:43:25 209
Теория развития | Михайлова М.
9 years ago 01:31:27 61
С.Ю. Глазьев “Теория Развития“
6 years ago 02:13:12 93
Спираль развития-2. 16 аркан. Теория и практика.
6 years ago 01:40:44 185
Спираль развития-2. 19 аркан. Теория и практика.
6 years ago 01:37:35 105
Спираль развития-2 20 аркан. Теория и практика.
6 years ago 01:50:25 127
Спираль развития-2. 17 аркан. Теория и практика.
9 years ago 00:20:50 138
Теория развития личности по Эрику Эриксону. Бердникова Анна, педагог-психолог.
11 years ago 01:29:42 27
Теория суперсистем: Теория суперсистем: Освоение потенциала развития в процессах управления
6 years ago 02:21:12 125
Спираль развития-2. 18 аркан. Теория и практика.
9 years ago 01:10:14 131
Теория мирового развития: Лекция А.А. Зиновьева
9 years ago 00:58:45 5
Михаил Кожаринов. Теория развития группы.
6 years ago 01:37:50 172
Спираль развития-2. 21 аркан. Теория и практика.
6 years ago 01:20:09 325
Спираль развития-2. 22 аркан. Теория и практика.
9 years ago 01:25:09 20
Современный этап развития теории вероятностей
5 years ago 02:14:38 104
Спираль развития-2. 14 аркан. Теория и практика.
4 years ago 00:07:51 37
Теория развития личности Эрика Эриксона.
11 years ago 00:02:04 47
Теория развития творческой личности. Смена “Робототехника“.
9 years ago 00:16:16 583
Теория. Развитие музыкального мышления, оборот II-V-I (Лады: Миксолидийский, локрийский)
6 years ago 01:34:29 22
Матричное развитие. Теория и практика
7 years ago 00:10:27 4.2K
Сюжет 3 сезона Очень Странных дел известен? Теория развития событий
7 years ago 01:40:02 43
«Теория развития государств: институты и переходы». Лекция Михаила Комина
6 years ago 01:08:48 7
Вебинар «ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ»
8 years ago 00:01:57 10
История психиатрии. Теория развития психоза Эрнста Целлера.
9 years ago 00:05:45 30
Социальная психология. Теория развития группы Бенниса и Шепарда.