Николай Гумилев. Только дождь - Руслан Богатырев

Latin Alma. Русский романс | Николай Гумилев. Только дождь / Комитет национального наследия, 2023. / Русское общество классического романса, 2023. / Руслан Богатырев, 2018. — / муз. Ольга Никитина, сл. Николай Гумилев / аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев / кармен-фильм: на основе кадров из фильма «Человек-амфибия» режиссёров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского (Ленфильм, 1961) по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева (1927). / в гл. ролях: Владимир Коренев и Анастасия Вертинская. — «Только дождь»... Это один из моих самых любимых кармен-романсов, который считаю творческой удачей. — «Жираф» — одно из наиболее знаковых и известных стихотворений Николая Гумилева. На него написано немало вокальных произведений. Но практически все они создавались в лоб, прямым переложением на музыку. В то же время любой романс, любое вокальное произведение заведомо отличается от исходного стихотворения, подобно тому, как литературное произведение от его экранизации. Как только добавляется музыка, это уже совсем иное произведение. О возможности появления которого сам автор наверняка и не догадывался. Там появляется типографика музыки, возможность в музыкальной форме выстраивать всю драматургию слияния музыки и слова. То, чего в принципе нет ни у одного стихотворения (даже в устной форме). Это прекрасно понимали и наши классики, включая П.И.Чайковского, который любил поработать «резцом скульптора» над исходным строками. Стихотворение и соответствующий ему романс могут отличаться, в т.ч. и драматургически. И не только потому, что часть исходного поэтического текста может оказаться «за бортом». Своего «Жирафа» («Только дождь») я создавал, осознавая и учитывая всё это. У него есть два существенных изменения по отношению к оригиналу: (1) в качестве пролога полностью используется другое стихотворение Гумилева («Отказ») и (2) отсутствует последнее четверостишие «Жирафа». Именно поэтому финальный акцент смещён на совсем другую фразу, которая и привела к появлению иного названия («Только дождь»). Только дождь. Кармен-романс на основе мелодии песни «За то, что я руки твои не сумел удержать» (Ольга Никитина). Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из двух стихотворений Николая Гумилева, написанных в один день (9 октября 1907 г.): • Отказ / Из сборника «Романтические цветы» (1908). • Жираф / Из сборника «Романтические цветы» (1908). Уверен, они не просто так были написаны в один и тот же день одним и тем же стихотворным метром: 5-стопным амфибрахием. Оба эти стихотворения ровно в такой же последовательности я нашёл в одном из писем Гумилева. Оно адресовано тому, кого он считал своим учителем в искусстве поэзии, -- Валерию Брюсову. Письмо отправлено из Парижа и датировано 26 сентября (9 октября) 1907 г. Гумилев писал: «За последнее время по еженедельному количеству производимых стихотворений я начинаю приближаться к Виктору Гюго. Кажется, попадаются недурные (для меня, конечно). Я посылаю Вам два. Искренне преданный Вам Н. Гумилев. » В июле 1907 г. Гумилев из Севастополя отправился в своё первое путешествие по Леванту (Ближний Восток) и затем в том же июле вернулся в Париж. Некоторые его биографы не исключают, что Гумилев помимо Леванта впервые побывал и в Африке. Анна Ахматова, ставшая его женой в 1910 г., училась тогда в Киевской гимназии, первой женской гимназии в Российской Империи. Они познакомились ещё в 1903 г. во время учёбы в Царскосельской гимназии. На момент написания этих стихотворений Гумилев считал Анну Ахматову своей невестой, уже дважды делал предложения, но оба раза получал отказ. Поэтический сборник Николая Гумилева «Романтические цветы», куда вошли оба стихотворения («Отказ» и «Жираф») вышел в Париже в январе 1908 г. и был посвящён Анне Горенко (Ахматовой). На первом листе подаренного ей экземпляра сохранилась надпись Гумилева: «Моей прелестной царице и невесте как предсвадебный подарок предлагаю эту книгу». Судя по ответу Брюсова (2 февраля 1908 г.), в этом сборнике ему понравилась примерно половина из 32 опубликованных стихотворений. В число лучших, правда, не вошёл «Жираф». Но вот стихотворение «Отказ» мэтр выделил. Брюсов не преминул и похвалить своего ученика: «После «Пути» Вы сделали успехи громадные. Может быть, конквистадоры Вашей души ещё не завоевали стран и городов, но теперь они вооружены для завоевания. В «Весах» о Вашей книге буду писать непременно я».
Back to Top