Основная причина охоты на ведьм?

Основная причина охоты на ведьм? Тема охоты на ведьм и деятельность святой инквизиции до сих пор вызывают много вопросов. Для примера, когда это явление началось и с чем было связана это массовая истерия. И на этом фоне, в 20 веке появилось много спекуляций и откровенных заблуждений, подхваченных кинематографом, что охота на ведьм тесно связана именно с инквизицией, действующей по всей Европе, преследуя еретиков, знахарей, целительниц и вообще всех, кто продал душу дьяволу. Воспитанные на современной литературе, преследование ведьм многими реально ассоциируется с «мрачным Средневековьем». Но что интересно? Охота на ведьм началась не в мрачном средневековье, времен крестовых походов, как принято сегодня считать, а в эпоху просвещенного Ренессанса, точнее в 16 веке. Для примера, берем 15 век. В 15 веке никакой массовой охоты на ведьм еще не было. Это были, по сути, единичные случае, причем часто обоснованные. Когда, для примера, одна служанка во Франции реально отравила скот своих господ, и это было доказано, ее реально наказали, как ведьму. Но это, повторю, было крайне редкое явление. В доказательство. В 1461 году просвещённый герцог Бургундии Филипп Добрый решительно пресёк любые преследования ведьм, принудив университетских богословов и церковь публично осудить этот недостойный факт. В центральных областях Франции местные власти открыто запрещали охоту на ведьм. А священники и епископы, в 15 веке, в Германии даже выпускали прокламации, в которых прямо запрещали обвинять кого-либо в колдовстве. Даже, когда в 1484 году римский папа Иннокентий VIII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» (Всеми силами души), провозгласившая необходимость уничтожения ересей и колдовства в Рейнской области, массовое преследование ведьм не началось. Будущий автор знаменитого трактата «Молот ведьм» монах доминиканского ордена Генрих Крамер, более известный как просто Инститор, в 1485 году, в Равенсбурге, за процесс над двумя женщинами, которых ложно обвинил в колдовстве, сам с трудом избежал жестокой расправы разгневанных горожан, и спасся лишь благодаря заступничеству местного епископа. К тому же, спустя 5 лет, в 1490 году автор трактата «Молот ведьм» был сам осужден инквизицией за жестокие способы допроса. Так что, как видите, никакой массовой охоты на ведьм до 16 века не было. Это все сказки и бредни. А как же быть с упоминаем массовых расправ над ведьмами в более ранние, средневековые века? – спросят многие. И таких свидетельств, вроде не мало. Как быть с ними? И на этот вопрос красноречивее всех ответил в своей статье «Ведьма в деревне и перед судом» известный советский историк Арон Яковлевич Гуревич. Он писал: «Свидетельства о массовых расправах над ведьмами, якобы имевшие место в XIII-XIV веках, не что иное, как фальшивки, сфабрикованные, в начале XIX века». Реальная, массовая охота на ведьм началась именно в 16 веке и закончилась в 17 столетие, хотя отдельные случаи происходили вплоть до начала 20 века. Но не суть. Так почему это мракобесие началось не в столетия невежества темного средневековья, а именно в эпоху просвещения? Интересный вопрос? Не правда ли? Так задам себе главный вопрос. Что стояло за этим коллективным помешательством в охоте на ведьм. Не уже ли избыточное религиозное рвение святой инквизиции, как уверяют нас многие исследователи? Боюсь святая инквизиция тут, вообще не причем. И все потому, что особенно активными в охоте на ведьм были как раз не служители церкви, не мракобесы святой инквизиции, а видные ученые, врачи, юристы и государственные чиновники, искушенные в науках, в законодательстве и тонкостях юриспруденции. Так почему начало основного бума охоты на ведьм начинается именно с 40-х годов 16 века. А все просто. По моей версии, о которой я не раз рассказывал на своем канале, в 1538 году в мире произошел некий страшный катаклизм, когда почти вся Европа была уничтожена (точнее смыта страшным всемирным потопом). Почти все города Европы буквально лежали в руинах. Источники: 1. Линден И. История Трира // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI–XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005. 2. Письмо бургомистра Иоганна Юния дочери Веронике (24 июля 1628 г.) // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005. 3. Письмо Томаса Браттла (Бостон, 1692) // Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. СПб.: Азбука-классика, 2005. 4. Шмаков А.В. Охота на ведьм: экономика против демонологии. Экономический вестник РГУ, 2009 5. Канторович Я. Средневековые ведовские процессы. - М., 1899. 6. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. - М., 1991. 7. Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. - М., 1996. 8. Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV-XVII веках. - СПб., 1909. 9. Канторович Я. Средневековые ведовские процессы. - М., 1899. Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал всемирной альтернативной истории - канал Юрия Абарина! С уважением, Юрий Абарин.
Back to Top