Зигзаг удачи. Цвет. 4К. 1968 год

«Зигзаг удачи». Колоризированная версия. 4К. 1968 год. Советский черно-белый художественный трагикомедийный фильм 1968 года, поставленный режиссёром Эльдаром Рязановым на «Мосфильме». Сценарий картины был основан на одноимённой повести Рязанова и Брагинского. В основе сюжета — история фотографа Володи Орешникова, выигравшего в лотерею крупную сумму на деньги, позаимствованные из кассы взаимопомощи фотоателье. Фильм снимался в Москве в январе—феврале 1968 года и вышел на экраны 30 декабря 1968 года. Первые значительные роли в репертуаре Валентины Талызиной и Георгия Буркова. Картина получила неоднозначные отзывы критиков. Специалисты выделили сценарий и постановку, однако отметили слабую проработку центральных персонажей и не вполне убедительную концовку. Дата премьеры: 29 октября 1968 года. Количество зрителей в СССР: 23 млн. 800 тыс. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Режиссер-постановщик: Эльдар Рязанов. Режиссер мультипликации: Федор Хитрук. Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев. Художники-постановщики: Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин, Владимир Зуйков. Композитор: Андрей Петров. В ролях: Евгений Леонов, Ирина Скобцева, Валентина Теличкина, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Алексей Грибов, Готлиб Ронинсон, Георгий Бурков, Светлана Старикова, Борис Суслов. «Мосфильм», 1968 год. Творческий тандем Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского состоялся во время работы над картиной «Берегись автомобиля», вышедшей на экраны в 1966 году. Комедия получила всесоюзное и международное признание, и от соавторов ждали продолжения. В основу сюжета очередного фильма легла реальная история о нечистом на руку профсоюзном сотруднике, который заимствовал деньги из кассы взаимопомощи, покупая на них облигации. Использовался тот же подход, что и в предыдущей совместной работе. Сценарий был сначала опубликован как повесть в журнале «Наш современник», и затем была подана заявка на фильм. Экранизации, как уже опробованный и одобренный материал, быстрее проходили идеологические барьеры. Будущая картина с рабочим названием «Кривая счастья» была достаточно легко принята худсоветом киностудии «Мосфильм», получив благожелательные оценки Юрия Нагибина. Первым на роль директора автобазы режиссёр пригласил Евгения Евстигнеева. На эту роль также пробовался Юрий Визбор, но его кандидатуру отклонили — он явно не подходил по типажу. Эльдар Рязанов давно уже хотел пригласить Алису Фрейндлих на одну из ролей в своих картинах. Она в своё время до последнего момента претендовала на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе», но не подошла. Сценаристы создавали персонажа Алевтину «под неё». Тем не менее, и здесь желанию не суждено было сбыться — оказалось, что Алиса Фрейндлих к моменту начала производства картины ждала ребёнка. На роль Алевтины взяли актрису театра имени Моссовета Валентину Талызину. На роль ретушёра Пети Рязанов выбрал тогда малоизвестного Георгия Буркова. По его словам, актёр представлял собой «идеальное лицо спившегося русского интеллигента». Главного героя соавторы также писали «под» Иннокентия Смоктуновского, однако у актёра тогда обострилась болезнь. На роль пробовались Миронов, Ширвиндт, Шакуров. Рязанов предложил несколько неожиданную кандидатуру Евгения Леонова. Первоначально Леонова видели в образе директора фотоателье. Актёра долго не утверждал худсовет студии, полагая, что здесь необходима более эффектная и киногеничная внешность. Тогда Рязанов использовал испытанный приём. Он начал тянуть время и готовиться к съёмкам. «Уходила» натура, зима кончалась, и студия подтвердила выбор режиссёра. Съёмки картины состоялись в январе—феврале 1968 года в Москве. Натурные съёмки прошли в районе Чистопрудного бульвара, театра «Современник» и других мест в столице. В первый съёмочный день запечатлели сцену «смотрин» жениха Калачёва, дома у Алевтины. Валентина Талызина, впервые получившая главную роль в картине именитого режиссёра, волновалась до такой степени, что у неё дрожал голос. Евгений Евстигнеев попытался найти взаимопонимание со своей партнёршей, предложив выпить в перерыве. Так постепенно был найден общий язык. Трудно давались уличные сцены. В Москве тогда температура опускалась ниже 20 градусов, но зима подходила к концу, и съёмки продолжались по 12 часов в день. Актёрских трейлеров, где можно было бы погреться, в то время ещё не существовало. Рязанов безуспешно боролся с алкогольными напитками, которые негласно проносили на площадку. После напряжённого дня выяснилось, что единственный удачный дубль был снят участниками эпизода в нетрезвом виде. Он рассорился с артистами, пригрозив написать жалобы им по месту работы. Впоследствии режиссёр недолюбливал картину и посвятил ей минимум места в своих воспоминаниях.
В начало