Доживём до понедельника (1968). Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов

Вечером в школе. Илья Семёнович играет на рояле “Одинокого странника“ Грига. На звуки музыки приходит Светлана Михайловна, учитель словесности (литературы и русского языка). Она неравнодушна к Мельникову. И в целом, это довольно одинокий человек. Похоже, у неё нет ни семьи, ни детей. Все свои силы она отдаёт школе. Но мы видим, что это и ограниченный человек. Вся жизнь её и речи построены на штампах, взятых из передовиц газет. Костюм - типичный для учителя 60-х - 70-х годов, который она носит как униформу. Шиньон - тоже типичный для школы. “Я всегда твержу: нельзя нам замыкаться в скорлупе своего предмета. Надо брать шире. И тогда личная жизнь многих могла бы быть богаче“. Но сама Светлана Михайловна ограничивает свою жизнь и работу рамками школьной программы. Не знакома с музыкой Грига. Не знает даже стихов Баратынского (“Никто не обязан помнить всех второстепенных поэтов“). Но Мельников, хотя и историк, знает “второстепенных поэтов“, играет на рояле, поёт. И хороший историк. Как мы увидим позже, читающий литературу за рамками школьной программы. Но здесь и скрыта его гордыня. В этой сцене снова вскрывается его высокомерие. Теперь уже плохо скрытое презрение к ограниченной недалёкой учительнице, 20 лет отдавшей школе, но так и не обогатившей своих знаний, данных ей в институте. И его раздражение она чувствует. “Вы стали злым, безразличным и одиноким. Вы просто ушли в себя и развели там пессимизм. Вы ведь историк. Вам это не удобно даже с политической точки зрения.“ Полный вариант статьи читайте:
Back to Top