Лекция Сергея Черкасского - Уроки Сулержицкого - в МХТ имени А. П. Чехова

15 ноября 2022 года - 150 лет со дня рождения Леопольда Антоновича Сулержицкого (1872 – 1916), одного из самых замечательных людей в истории Художественного театра. 21 сентября на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова состоялась лекция профессора РГИСИ Сергея Черкасского «Уроки Сулержицкого», посвященная жизни и творчеству Леопольда Антоновича Сулержицкого, режиссера, театрального педагога, художника, толстовца, матроса и любимого и незаменимого для всего Художественного театра «милого Сулера». Несколько цитат из лекции: • Сулер проработал в театре всего 10 лет. Мейерхольд и Горький, вспоминая его, говорили, что широкой публике это имя неизвестно. Поэтому, чтобы понять, что потерял театр и театральная педагогика, почему нам, может быть, и сейчас не хватает его – нужно понять, с чем Сулер пришел в театр, какова была его жизнь до 1906 года, когда он вступил в эти стены. • В 12 лет он уже поставил с товарищами по гимназии «Гамлета», до конца спектакль не доиграли – произошел пожар. Сулер с большим удовольствием – с не меньшим, чем играл и режиссировал «Гамлета» – тушил пожар. Эту страсть он сохранил на всю жизнь. Чуть где пожар, он бросал все и бежал пытался что-то там организовать. • 1906 год. Начинается жизнь Сулержицкого в Московском Художественном театре. На 50-м спектакле «Доктора Штокмана» во время гастролей в Берлине (того самого «Доктора Штокмана», который так волновал Сулержицкого и который вылился почти в студенческую манифестацию в Петербурге в 1901 году) Станиславский ловит себя на сцене на том, что он, произнося текст роли, не чувствует и не думает за персонажа, находясь в его предлагаемых обстоятельствах. Станиславский не может себе этого простить. И именно в этот момент, после этих гастролей, после этого шока и серьезных размышлений о том, не уходить ли из профессии (этого «кризиса Штокмана», как его называют) – Станиславскому понадобился Сулер. • Во МХАТе Сулер принимал участие просто во всем. Официально он числился со-режиссером Станиславского в четырех спектаклях: «Драма жизни», «Жизнь Человека», «Синяя птица» и «Гамлет». При этом участие Сулера в каждом спектакле было огромно. Он ведёт репетиции с актерами, для «Синей птицы» реорганизовывает световое оборудование, он полемизирует с критикой, объясняя не только замысел режиссера в постановке «Драмы жизни», но и вообще рассуждает о принципах взаимоотношения театра и театральной критики. Он переводит на репетициях Гордона Крэга, является гидом Айседоры Дункан по Москве, ведёт переписку с семьёй Толстого о возможности постановки «Живого трупа». • Среди всех талантов Сулера выделяется для всех – а может быть, и для него самого, – талант педагогический. Станиславский писал: «Он лучше меня умел объяснить то, что подсказывал мне мой артистический опыт.» Можно подумать, что Станиславский делает реверанс в сторону своего помощника, но эту информацию подтверждает в одном письме и Немирович-Данченко. • В 1912 году возникает Первая студия. Сейчас мы так часто говорим «студия», что теряем ощущение особенности этого слова. Это не школа, где учат актеров, это не театр для проката репертуара. Студия при Художественном театре организовывалась как «собрание верующих в систему Станиславского» для исследовательской проверки объективных законов существования актера на сцене. То есть исследовательский пафос внутри студии был огромен и, конечно, Сулержицкий к этому подключается. • Феномен Сулержицкого заключался, пожалуй, в том, что свою жизнь он жил как педагогический процесс. Не декларируя это, но оказывая огромное влияние на окружающих. #МХТ Камергерский, 3 #выбирайтеТеатр
В начало