Основные мотивы лирики М. Цветаевой

Основные_мотивы_лирики_М_Цветаевой Такой яркой и трагической была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Цветаевой почти единственным средством самовыражения. В “Волшебном фонаре“ Марины Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы: В небе - вечер, в небе - тучки, В зимнем сумраке бульвар. В этой книге впервые появилась у Марины Цветаевой тема любви. Цветаевой явилось стихотворение “Не умрешь, народ“, которое достойно завершило ее творческий путь. Поэзия Марины Цветаевой вошла, ворвалась в наши дни. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в ее личности и в ее поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило за рамки традиционных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова. Со страстной убежден- ностью она утверждала провозглашенный ею еще в ранней юности жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды, и именно этот принцип обернулся в дальнейшем неразрешимыми противо- речиями в трагической личной судьбе. #Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года: Красною кистью Рябина зажглась. Рябина стала символом судьбы, тоже полыхнувшей алым цветом ненадолго и горькой. Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Она вобрала в себя мятежную натуру матери. Недаром самые проник- новенные строки в ее прозе - о Пугачеве, а в стихах - о Родине. Ее поэзия вошла в культурный обиход, сделалась неотъемлемой частью нашей духовной жизни. Сколько цветаевских строчек, недавно еще неведомых и, казалось бы, навсегда угасших, мгновенно стали крылатыми! Она поверяла им все: По тебе тоскует наша зала, - Ты в тени ее видал едва - По тебе тоскуют те слова, Что в тени тебе я не сказала. Слава накрыла Цветаеву подобно шквалу. Если Анну Ахматову сравнивали с Сапфо, то Цветаева была Никой Самофракийской. Трагедия одиночества и непризнанности. Уже в 1912 году выходит ее сборник стихов “Волшебный фонарь“. Характерно обращение к читателю, которым открывался этот сборник: Милый читатель! Смеясь как ребенок, Весело встреть мой волшебный фонарь, Искренний смех твой, да будет он звонок И безотчетен, как встарь. Наша девочка устала, Улыбаться перестала. Держат маленькие ручки синий шар. В 1913- 1915 годы Цветаева создает свои “Юношеские стихи“, которые никогда не издавались. Сейчас большинство произведений напечатано, но стихи рассыпаны по различным сборникам. Необходимо сказать, что “Юношеские стихи“ полны жизнелюбия и крепкого нравственного здоровья. В них много солнца, воздуха, моря и юного счастья. Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Цветаеву от революции: Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал: Смерть победила. Это был плач, крик души поэтессы. В 1922 году вышла ее первая книга “Версты“, состоящая из стихов, написанных в 1916 году. В “Верстах“ воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей. В том же году Марина переезжает в Берлин, где она за два с половиной месяца написала около тридцати стихотворений. Цветаева уже в Париже, где прожила 14 лет. Во Франции она пишет свою “Поэму Лест- ницы“ - одно из самых острых, антибуржуазных произведений. Можно с уверенностью сказать, что “Поэма Лестницы“ - вершина эпического творчества поэтессы в парижский период. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, так как она хорошо знала, что найдет только здесь истинных почитателей ее огромного таланта. Но на родине ее ожидали нищета и непечатание, арестованы ее дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон, которых она нежно любила. Оно звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.
Back to Top