Что делать со спорными территориями на развалинах империй | ПОЛИТИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

Любое государство после себя, подобно человеку, оставляет наследие. Чем влиятельнее было государство, чем явственней оно подходило под определение слова “империя”, тем больше неоднозначных и спорных предметов для обсуждения возникают к моменту его краха. Это суровый, но понятный закон. Империя имеет силу воздействовать на прочие территориальные образования: владеть обширными колониями, ставить неугодные страны в зависимость от себя, диктовать удобные правила политической игры. При этом империя редко сомневается в возможности собственного несохранения. Перспектива быть раздробленной, когда всё так чудесно, даже не рассматривается. А зря. Часто в те моменты, когда власть таких империй начинает проявлять озабоченность внутриполитической ситуацией, становится слишком поздно. Происходит распад. Наружу, поочерёдно, поднимаются накипевшие за все годы подчинения общей парадигме вопросы, одним из которых является вопрос спорных территорий. Далеко ходить не надо. Вспомним Карабах. Вспомним Косово. Советский Союз и Югославия без сомнений имели значительный вес в мире, который, впрочем, не помешал их последующему разрушению. Бывшие сограждане взяли в руки оружие. Люди проявили готовность защищать или возвращать, как им показалось, “свои исконные земли”. Снова остро встали некогда затихшие межнациональные конфликты. Разумнее всего спросить: как спастись от таких страшных сюжетов в будущем? Итак, первое и самое важное. Чтобы избежать кровопролития все участники конфликта должны соблюсти 33-ю статью устава ООН. То бишь, перед тем как совершить непоправимое - начать боевые действия - нужно постараться решить всё за столом переговоров, путём компромиссов. Иногда примирение невозможно. Один из участников конфронтации может не принимать никаких условий, может целенаправленно желать уничтожения противника без каких-либо альтернатив. В таком положении следует перейти ко второму пункту - это вмешательство международного сообщества. Если переговоры пока не представляются возможными, логичнее всего было бы принудить соперников к ним. Однако, не столько агрессией и военной интервенцией, сколько миротворческими силами авторитетной в регионе стороны, придерживающейся нейтралитета в данном конфликте. Так и только так, враждующие стороны могут прийти к консенсусу.
Back to Top