Режиссер Джон Роулинс по Артуру Конан Дойлю, композитор Фрэнк Скиннер
В ролях Бэсил Рэтбон, Найджел Брюс, Эвелин Анкерс, Реджинальд Денни, Томас Гомес, Монтагу Лав
В 1942-43гг. режиссёр Рой Уильям Нил снимает для компании ’Юниверсал’ цикл из трех фильмов, где Шерлок Холмс в исполнении Бэзила Рэтбоуна борется с нацистами, ставших в дальнейшем базой для целого цикла об осовремененном Шерлоке Холмсе, снятого той же компанией.
Итак, непосредственно во времена, современные выпуску фильма, Англию терроризирует радио-передачами некий ’Голос ужаса’, как он себя называет, вещающий из Рейха. Он предрекает разнообразные террористические акты, которые в точности сбываются, и призывает Англию сдаться. Возникает подозрение, что Голосу каким-то образом известны секретные сведения, и устранить сию угрозу приглашён знаменитый частный сыщик Шерлок Холмс, в 1942 году как ни в чём ни бывало проживающий на Бейкер-стрит, молодой и полный сил.
’Шерлок Холмс и голос ужаса’, представляющий собой чистый плод фантазии сценаристов, лишь отдалённо основанный на рассказе Конан Дойла ’Его прощальный поклон’, несомненно, является патриотической агиткой. Шпионы Рейха проникли всюду, а их самонадеянность порой просто поражает и их же губит. Сюжет разворачивается бодро и не провисает. Тем не менее, детективная интрига ощутимо присутствует, а многие элементы, в том числе личность Голоса, понятны далеко не сразу. Много и патриотических речей, сейчас выглядящих наивными и напыщенными, но, несомненно, полезных и достойных тогда.
Пара Рэтбоун-Брюс здесь во всей красе. Едва ли не единственным минусом Холмса-Рэтбоуна выглядит его причёска - он зачем-то сделан кудрявым. Ватсон-Брюс же слишком часто пребывает в недоумении по поводу почти всех действий Холмса, слишком заметно это недоумение выражает (на что неизменно получает возглас ’Элементарно!’, причём часто оказывается, что и логических выводов не требовалось), но отлично вписывается в общий контекст и всегда готов помочь и исполнить свой долг. Он доверчив, наивен, но вовсе не выглядит здесь тупицей. Скорее, обыкновенным человеком, ничуть не глупее представителей разведки, кои с Голосом сами справиться не смогли.
Уже появилась в фильме и ирония по отношению к героям, ставшая позже отличительной чертой цикла. Особенно хорош эпизод с Холмсом, пытающимся надеть свою знаменитую викторианскую крылатку, и останавливающим его Ватсоном - 1940е годы на дворе! А Ватсон порой приписывает логике Холмса сведения, для получения коих логика совершенно не требовалась.
В итоге вышла агитка-агиткой, но удалась на ура, а смотрится и сейчас. Первоначально фильм должен был называться «Шерлок Холмс спасает Лондон», но перед выходом картины в прокат название изменили.