Физики и лирики. Наука и литература во взаимодействии | Лекция А. Полушкина | ЧОУНБ
10 декабря ежегодно в Стокгольме и Осло вручаются самые знаменитые премии мира – Нобелевские премии, созданные по инициативе шведского изобретателя и филантропа Альфреда Нобеля (1833 – 1896), со дня рождения которого в этом году исполняется 190 лет. Как известно, Нобелевские премии вручаются за достижения в области науки (физики, химии, физиологии и медицины), литературы и правозащитной и гуманитарной деятельности (премия мира). Тот факт, что литература оказывается в кругу научных дисциплин, вызывает вопросы и сомнения с самого начала существования Нобелевской премии. Что может быть общего у литературы и науки, можно ли их сопоставлять и оценивать на равных? Ведь наука точна и объективна, а литература субъективна и ее оценка – дела вкуса. На самом деле точек пересечения между науками (как точными, так и гуманитарными) немало. Ученые, их открытия, последствия и цена этих открытий нередко становятся объектами изображения в произведениях художественной литературы. Некоторые легендарные ученые, как например, Фауст, стали вечными образами. Несуществующие (пока) достижения науки и техники нередко описываются как реально существующие в научной фантастике, и нередко писатели-фантасты оказываются пророками, предсказавшими ту или иную технологию. Наука лежи в основе таких литературных жанров, как научная сказка и академический роман. Кроме того, многие известные ученые (химики, физики, биологи и др.) нередко становятся авторами литературных произведений. Некогда злободневный вопрос: кто важней для общества – физики или лирики – сегодня уже не актуален, поскольку одно другому не мешает.
Если Вам интересны вопросы взаимодействия науки и литературы, если Вы хотите узнать, какие знаменитые писатели преуспели как исследователи в сфере точных и гуманитарных наук, если Вас привлекают образы ученых в произведениях отечественной и зарубежной литературы, не пропустите лекцию доцента кафедры русского языка и литературы ЧелГУ Александра Сергеевича Полушкина.
Литература к лекции:
Дж. Свифт «Путешествия Гулливера», И.В. Гёте «Фауст», М. Шелли «Франкенштейн, или Новый Прометей», А. фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля», О. де Бальзак «Утраченные иллюзии», Р. Л. Стивенсон «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда», Э. Золя «Доктор Паскаль», Г. Р. Хаггард «Копи царя Соломона», Б. Шоу «Пигмалион», Х. Ибсен «Враг народа», Г. Уэллс «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», Ж. Верн «120 тыс. лье под водой», А.Н. Толстой «Гиперболоид инженера Гарина», М. Булгаков «Собачье сердце». «Роковые яйца», А. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Вечный хлеб», А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «За миллион лет до конца света», Дж.Э. Уильямс «Стоуньер» , В. Дудинцев «Белые одежды». «Не хлебом единым», Д. Гранин «Иду на грозу», «Зубр», А. Битов «Пушкинский дом», А. Грей «Бедные-несчастные», Дж. М. Кутзее «Бесчестие», «Ф. Рот «Людское клеймо», Д. Тартт «Тайная история», А. Володина «Протагонист», А. Варламов «Душа моя, Павел», Д. Лодж «Академический обмен», «Мир тесен», «Хорошая работа», Ф. Проуз «Голубой ангел», А. С. Байетт «Обладать», Дж. Барнс «Элизабет Финч».
Плейлист лекций:
О проекте «Публичные лекции»:
#литература #ЧОУНБ