Фильм. Пятая четверть (1972)

приключения, комедия, мелодрама. Сценарий М. Кураева, режиссер Г. Аронов Здесь он встретился и подружился с замечательными людьми. Жизнь ставила задачи и давала уроки подростку и в “пятой четверти”. Тринадцатилетнему Антону привалило счастье. Учебный год он окончил почти отличником, что удачно совпало с радостным семейным событием: Леонид его старший брат, инженер-строитель из далекого Усть-Илима в Сибири, стал отцом, а Антон значит дядей. А впереди ещё и каникулы целая пятая четверть. И юный дядя пускается в самостоятельное путешествие навестить племянника, поглядеть на строительство Усть-Илимской ГЭС и, если уж совсем повезёт, познакомиться с самим Кандриковым, руководителем огромной стройки. В детском кинематографе традиционны фильмы-странствия, их назначение - раздвигать горизонты перед юными путниками. Вечный поезд мчит на экране детского фильма. Сменяются пейзажи за окнами вагона, сменяются пассажиры в купе. Мир открывается мальчишке - за далью даль... Появляются на экране сооружения Братской ГЭС, Усть-Илимская стройка, машинные залы, водосбросы, эстакады... Но кадры эти чисто иллюстративны, похожи на серию красивых, но уже много раз виденных фотографий. То, что Антону в диковинку, зрителя не может поразить: стандартный приём не вызывает эмоций. Видимо, не здесь цель путешествия, ведь этот этап, едва обозначенный, промелькнул, не задерживая нашего внимания. Недолгой чередой прошли ещё какие-то события. Антон повидал, кого хотел. И случайно познакомился с неким Гошкой, усть-илимским пареньком. Вот тут-то, наконец, становится активным наш герой, он вступает в действие - а значит, мы у цели. “Вестибулярный аппарат у тебя как?“- спросил Гошка Антона. Вопрос не был праздным: вокруг кипела жизнь, предъявляла, так сказать, серьёзные требования к организму подростка. По соседству с домом брата, где поселился Антон, местные ребята клепали воздушный колокол для погружения в водную среду. На пустыре функционировала “школа космонавтов“: мальчишки приспособили под центрифугу здоровенную кабельную катушку и отчаянно крутились в ней, подвергая несомненной опасности руки, ноги и вестибулярные аппараты. Сам же Гошка вознамерился построить вертолёт, для чего похищал с площадки будущей ГЭС различные детали, которые скромно именовали отходами. Приглашая Антона сотрудничать, Гошка так и сказал: “При хорошей постановке дела тут из одних отходов не то что вертолёт - авианосец построить можно...“
В начало