Прялки северной Двины: роспись Матвея Гавриловича Амосова
Дорогие друзья! В тематической серии, посвященной прялкам Северной Двины, Вашему вниманию представляем роспись одного из самых известных борецких мастеров − Матвея Гавриловича Амосова (–).
По легенде, поселение Борок на Северной Двине было образовано более 500 лет тому назад, когда часть непокорной Ивану III новгородской знати во главе с Марфой Борецкой бежала в эти места. Новым владениям боярыня дала название, созвучное ее фамилии, − Борок.
В 1834 году в деревне Осташевская Борецкой волости Архангельской губернии, в многодетной семье удельного крестьянина Гаврилы Ивановича Амосова, родился сын Матвей. Он, как и отец, занимался малярным делом, которое было дополнительным источником дохода. После свадьбы, состоявшейся в 1858 году, Матвей Гаврилович с семьей стал проживать в собственном дворе. Амосовы придерживались старопоморского вероисповедания. У односельчан Матвей пользовался большим уважением. По воспоминаниям его внучки Павлы, люди говорили о нем: «Был щедр душой и делами». Матвей Гаврилович был грамотен, чему обучил и всех своих шестерых детей – Степана, Василия, Михаила, Никифора, Кузьму, Пелагею.
Существуют несколько предположений, как Матвей Гаврилович Амосов овладел навыками росписи. Согласно одной легенде, в семью Матвея Амосова приплыли на лодке какие-то ссыльные и показали ремесло. Вторая версия звучит так: Матвея научил один беглый человек из Керги. Он не хотел служить в солдатах 25 лет и приютился у Амосовых. Солдат научил чашечки, ставчики точить и расписывать. Матвей Гаврилович Амосов умер в 1903 году.
На выставке «Прялки Северной Двины» будет показана одна из его работ конца XIX века из коллекции московского собирателя Алексея Андреевича Германовича.
Показать прялку № 139.
Роспись этой корневой прялки выполнена в охристо-коричневых тонах на матовом фоне грунта. Лопасть ее разделена на три става. В городках и сережках – цветочно-растительный орнамент. В верхнем ставе – два золотофонных окна и малое древо.
В среднем ставе расцвело красным колокольчиком большое древо жизни. Его изображение связано с древней легендой о возникновении мира, рассказывающей о том, как среди водных просторов – «начала всех начал» − стояло одно-единственное дерево, на ветвях которого две птицы свили гнездо. Дерево стало символом благополучия человека, его счастья, жизни.
На прялке, у древа, спрятались серые польники. Матвей Гаврилович любил изображать глухарей, поэтому за его семьей закрепилось прозвище Польниковы. Самого главу семьи назвали «старший Польник». Польники изображены сидящими и на вершине древа с остроконечным красным стволом на верхних дисках ножки, с обеих сторон прялки.
В нижнем ставе представлена сцена выезда на красном коне. Он везет, почти не касаясь земли, черные сани, которыми управляет дородный возница со спокойным, миловидным лицом. Возок передвигается по красному лугу с крупными травами.
В нижнем ставе оборотной стороны бежит красный конь с густой гривой.
При подготовке материала использован ряд изданий, в том числе воспоминания И.А. Ярошенко (рукопись «История моего рода. Амосовы»), книга О.Н. Шелепееевой, Г.С. Авериной, О.А.Вахабова «Борецкая роспись: азбука». М., 2021.
4,346 views
210
42
2 months ago 00:46:13 1
ЗДЕСЬ МНОГО НАХОДОК СТАРИНЫ! ЗАБРОШЕННАЯ ДЕРЕВНЯ СЕВЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.
2 months ago 00:14:20 1
СКРЫТАЯ ПРАВДА О ЗВУКЕ 🎶 ЭТИ 10 ЗВУКОВ ИСЦЕЛЯТ ВАС ЗА 10 МИНУТ
3 months ago 00:41:12 60
Witness the Epic Battle at Диорама Ржевская битва
5 months ago 00:30:21 1
Северные люди. Галина Куроптева
5 months ago 00:03:01 1
Сказочно-исторический маршрут с тайнами острова Буяна в Кронштадте
6 months ago 02:07:45 1
Вещий Олег. Обретённая быль | Фильм Михаила Задорнова