Последнее, что мы узнаем о Пресвятой Деве Марии из Святого Евангелия, это слова Господа, обращенные со Креста к Его любимому ученику – апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «Се, Матерь твоя!». «И с этого времени, – продолжает Евангелие, – ученик сей взял Ее к себе».
И, хотя Священное Писание не доносит до нас сведений о дальнейшей жизни и блаженном успении Пресвятой Девы, Церковь бережно хранит предание о Ее жизни после Воскресения Христова.
Согласно церковному преданию Святая Дева жила в доме у апостола Иоанна в Иерусалиме. Она часто любила уединяться для молитвы на Елеонской горе близ города. И вот однажды, когда Пресвятая Богородица горячо молилась Своему Божественному Сыну, явился Ей архангел Гавриил и возвестил, что по прошествии трех дней Она отойдет ко Господу.
С великой радостью приняла эти слова Пресвятая Дева. Больше всего на свете Матерь Божия любила Своего Сына и всей душой стремилась к Нему. И вот, наконец, между ними должна была разрушиться последняя преграда. Это духовное горение замечательно выразил апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».
Единственное, о чем Богоматерь молитвенно просила Своего Божественного Сына, дать Ей возможность проститься с апостолами, которые разошлись с евангельской проповедью по всему миру. И вот, накануне дня успения Богоматери апостолы Христовы чудесным образом были перенесены в Иерусалим к дому Девы Марии.
Апостолы были несказанно счастливы увидеть Матерь Божию, а Она приветствовала их, говоря: «Господь привел вас сюда для утешения Моей души, которой предстоит, как требует того смертная природа, скорое разлучение с телом: уже приблизилось предопределенное Мне Моим Создателем время».
Апостолы с печалью отвечали Ей: «Во время Твоего пребывания на земле мы, Владычица, утешались взирая на Тебя, как на Самого Владыку и Учителя нашего, а теперь, лишаясь Твоего присутствия, как вынесем тяжелую скорбь, объявшую наши души»?
Богоматерь утешала апостолов и попрощалась с каждым из них. Когда же настал момент расставания, вдруг разверзлось небо и присутствовавшие увидели Христа в сопровождении святых ангелов и почивших праведников.
Пресвятая Дева казалась погруженной в легкий сон, поэтому Ее преставление называется «успением», т.е. «сном». Христос принял на руки пречистую душу Своей Матери и сопровождаемый ангельским пением вознес Ее в небесные чертоги. А честное тело Ее было перенесено в Гефсиманию для погребения.
Во время этого торжественного шествия Господь прославил Свою Матерь чудесным событием. Один иудейский священник по имени Афоний, проходя мимо погребальной процессии, исполнился ненависти к Матери Христа и решил опрокинуть одр с Ее честным телом.
Но только он дотронулся до одра Пречистой Девы, как ангел Господень отсек ему руки. Обливаясь горькими слезами, несчастный начал просить помощи у апостолов. Тогда апостол Петр сказал ему, что только Сам Господь по молитвам Своей Матери может даровать ему исцеление.
Афоний тотчас исповедовал свою веру во Христа как истинного Мессию и, обратившись с покаянной молитвой к Богоматери, приложил свои руки к месту отсечения, надеясь на милость Божию и заступничество Пречистой Владычицы. Молитва Афония была услышана: он получил исцеление и последовал за одром, прославляя Господа и Его Матерь, а свидетели этого чуда радовались о раскаявшемся грешнике.
По особому устроению Божию на погребении Богоматери не было апостола Фомы, он явился лишь на третий день и очень расстраивался, что не смог попрощаться с Матерью Господа. Он хотел поклониться телу Богоматери, но, когда апостолы открыли гробницу, тела в ней не оказалось.
В тот же день апостолы сподобились чудесного явления, они увидели Матерь Божию в небесной славе и в окружении множества ангелов. «Радуйтесь! – сказала Царица Небесная, – ибо Я с вами во все дни». «Пресвятая Богородица, помогай нам»! – воскликнули апостолы.
Так с апостольских времен Церковь хранит предание о том, что Матерь Божия после своего успения была воскрешена Господом и взята с телом на небо. С тех пор Она является усердной Заступницей перед Своим Сыном за весь человеческий род, который в лице Иоанна Богослова был усыновлен Ею при Кресте Спасителя.
Приблизительно с IV века начинается особое церковное празднование дня успения Божией Матери. Оно совершается ежегодно 15/28 августа и является последним в году двунадесятым праздником. О важности для православных христиан этого дня свидетельствует и то, что праздник успения предваряется строгим двухнедельным постом, который так и называется – «Успенский пост».
122 views
10
2
1 month ago 00:45:56 115
Урок 9 Иисус и иудейские праздники
1 month ago 00:10:22 5.2K
Мы Русские: Против России ополчились те, кто игнорирует законы Божии
1 month ago 00:36:51 75
О вопросе законника
1 month ago 00:27:04 20
(Ин 2:1-11) Новое вино Христа
1 month ago 00:03:29 1
2024-11-24 10-44 Проповедь о. Александра Сорокина на Лк 10_ 25-37 в нед. 25-ю о милосердном САМАРЯНИНЕ