2024 (MV). Облака из России - Руслан Богатырев

Русский романс. MeloVerso | Облака из России / Комитет национального наследия, 2024. / Русское общество классического романса, 2024. / Арт-журнал «Пантеон», 2024. / Руслан Богатырев, 2017. Романс русского офицера, которого судьба разлучила с его возлюблённой и в годы Гражданской войны занесла на юг Китая. Из репертуара народного артиста России Аристарха Ливанова. Малоизвестный романс из фильма “На Муромской дорожке“. Ещё менее известно, что написал его Евгений Дога. Написал в лихие 1990-е. Я дал этому романсу своё название (он был без него) и внёс изменения в последний куплет, сохранив стилизацию. В оригинале полностью повторялся текст первого. Исполнение в стиле MeloVerso (ит. melodia verso; мелодия стихи) – дальнейшее развитие идей выдающихся режиссёров и музыкантов Серебряного века: • директора Императорских театров, директора Русской консерватории в Париже князя С.М. Волконского (выразительное слово), • основателя Государственного института музыкальных наук, профессора Императорского Московского университета Л.Л. Сабанеева (музыка речи), • музыкального руководителя Студии Вс.Э. Мейерхольда, профессора Московской консерватории М.Ф. Гнесина (музыкальное чтение). MeloVerso. Музыкально интонированное выразительное слово: не пение, не речитатив и не мелодекламация. Именно MeloVerso было положено мной в основу исполнения кармен-романсов на стихи поэтов Серебряного века (Carmen Arte). Чем это отличается от т. н. актёрского пения? Да, это действительно близко. Актёры понимают, что в вокальном плане заведомо уступают профессиональным певцам, но компенсируют это иным: актёрской подачей, выразительностью слова и жеста. Но разница всё же есть. И весьма существенная. Актёры нередко исполняют романсы и песни отнюдь не в стиле MeloVerso: поют нараспев. Да и понимания того, что это вполне самостоятельная сфера вокального искусства, к сожалению, пока ещё нет. MeloVerso находится на стыке музыки и театра: он требует, с одной стороны (музыка), качества тембра, звукоизвлечения, музыкальности, чувства ритма, а с другой (театр) — выразительности слова, точной эмоциональной окраски, проникновенности. Фактически это пение-декламация на выключенном двигателе: это, скорее, планер, а не самолёт. Кармен-романсы и другие произведения в жанре MeloVerso продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность, драматизм и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного лирической музыкой. — / муз. Евгений Дога, сл. Фёдор Петрухин (авт.ред. Р.Богатырев) / аранж. Олег Князев / исп. Руслан Богатырев / кармен-фильм: на основе кадров из фильма “На Муромской дорожке“ (Мосфильм, 1993) / в гл. ролях Аристарх Ливанов, Сейдулла Молдаханов и Юрга Кураускайте. — ОБЛАКА ИЗ РОССИИ Я гляжу в горизонт: Он здесь в Азии сказочно синий, Будто кто-то нарочно Нарядил его в ультрамарин. В этом ласковом небе Я ищу облака из России, Чтоб пахнуло снегами И хмелем твоих именин. — Нас с тобою судьба Разбросала за дальние дали. И я скоро закончу Жестокую с жизнью игру. Я не знаю, где ты. Я — песчинка в далёком Китае. С твоим именем светлым Живу и, конечно, умру. — Я уже позабыл То, чего нет на свете красивей: Снег на лапах ветвей, Купола и малиновый звон. Для меня только ты Называешься нынче Россией В белой шубке из снега Минувших прекрасных времён. — Я гляжу в горизонт: Он здесь в Азии сказочно синий, И мне чудятся вновь Купола и малиновый звон. В этом ласковом небе Я ищу облака из России В белой шубке из снега Минувших прекрасных времён. — • Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: • Кармен-искусство. Певец за сценой: • Кино и кармен-фильмы: — • • •
Back to Top