2024 (MV). Печали свет - Руслан Богатырев

Русский романс. MeloVerso | Печали свет / Комитет национального наследия, 2024. / Арт-журнал «Пантеон», 2024. / Руслан Богатырев, 2016. / муз. Александр Малинин, сл. Лариса Рубальская / аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев / Из репертуара Валентины Толкуновой и Александра Малинина. / Небольшие правки. В оригинале стихотворения Ларисы Рубальской слово “неумелыми“ заменил на “загрустившими“, а “закружится“ на “заклубится“. / Исполнение в стиле лирического MeloVerso (слегка распетое слово) с лёгким акварельным вибрато. / При создании эрмитажного фильма я использовал кадры своей видеосъёмки в курортном парке Раецке Теплице из поездки по Австрии и Словакии (июль 2015). А также кадры из поездки по Белоруссии (август 2010). ПЕЧАЛИ СВЕТ Я украшу стихи загрустившими нотами, И взовьётся романс в предзакатных лучах, И кружением пчёл над медовыми сотами Заклубится печаль, об ушедшем печаль. Печали свет из лабиринтов памяти, Печали цвет размыто-голубой. А наша жизнь стоит на паперти И просит о любви с протянутой рукой. — Своей щедрой души ты открой сундук кованый, Может где-то на дне не потрачен лежит Нашей прежней любви грошик старенький, ломаный – В нём былая печаль, отражаясь, дрожит. — На гитаре меж струн пусть свивает паук паутину, Листья памятных лет пусть порывистый ветер сорвёт. Живописец-Любовь нарисует другую картину, Цвет размыв голубой, непременно её обведёт. — Вокальная живопись. Для себя давно уже сформулировал несложный постулат: формирование звука есть световая звукопись. Она во многом подчиняется законам живописи. В зависимости от того, что задумывает исполнитель в своей интерпретации произведения, он должен не только подбирать краски, но и выбирать технику: фреска, масло, темпера, акрил, пастель, гуашь, акварель, карандаш, тушь и т.д. А уже в рамках неё соответствующие инструменты, стили, тембр, калибр и плотность звука. И то, каким образом протаивается инструментал, где он намеренно затушёвывается, размывается, а где, наоборот, приобретает максимальную детализацию… К сожалению, в наши дни в музыке (что в голосе, что в инструментале) слишком много яркого масла и акрила. Должно быть сочно, густо, эффектно... Максимилиан Волошин (“Скелет живописи“, 1914): “Масляные краски — это именно тот раб, который отравил современное искусство… Масляные краски лишили художника великой стихии бессознательного творчества. Подобно машине, масляные краски являются мощным Демоном на службе человека. Этот Демон подчинён математическому сознанию человека, и если это сознание ослабевает, то Демон становится выше человека, и тогда он уводит его из области искусства в царство хама… Наши дни совершенно не созданы для масляных картин. Они, конечно, должны остаться, но должны найти, создать для себя подходящую обстановку. Теперь же настало время для развития всех других родов живописи. Им принадлежит ближайшее будущее. Искусство интимно. Искусство — это обращение художника к другому человеку. Тайна художественного наслаждения всегда совершается только между двух людей. У живописи нет ораторских средств. Она говорит только шёпотом“. — Исполнение в стиле MeloVerso (ит. melodia verso; мелодия стихи) – дальнейшее развитие идей выдающихся режиссёров и музыкантов Серебряного века: • директора Императорских театров, директора Русской консерватории в Париже князя С.М. Волконского (выразительное слово), • основателя Государственного института музыкальных наук, профессора Императорского Московского университета Л.Л. Сабанеева (музыка речи), • музыкального руководителя Студии Вс.Э. Мейерхольда, профессора Московской консерватории М.Ф. Гнесина (музыкальное чтение). MeloVerso. Музыкально интонированное выразительное слово: не пение, не речитатив и не мелодекламация. Именно MeloVerso было положено мной в основу исполнения кармен-романсов на стихи поэтов Серебряного века (Carmen Arte). MeloVerso находится на стыке музыки и театра: он требует, с одной стороны (музыка), качества тембра, звукоизвлечения, музыкальности, чувства ритма, а с другой (театр) — выразительности слова, точной эмоциональной окраски, проникновенности. Фактически это пение-декламация на выключенном двигателе: это, скорее, планер, а не самолёт. Кармен-романсы и другие произведения в жанре MeloVerso продолжают и развивают направление, некогда заданное Микаэлом Таривердиевым. Искренность, драматизм и доверительность высокого поэтического слова, пропитанного лирической музыкой. — • Вокальная живопись. Музыка, свет и тишина: — • Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: • Кармен-искусство. Певец за сценой: • Эрмитажность. Истоки: • Эрмитажность. Левитан и Лихачёв: — • • •
Back to Top