Мальчики державы. Павел Коган (К 90-летию со дня рождения Льва Анненского) ТК Культура, 2010

Мальчики державы Павел Коган (К 90-летию со дня рождения Льва Анненского) Он остался бы в памяти поколения, если бы написал только знаменитое, вызывающе жесткое четверостишие: “Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал“. Однако на могиле погибшего в бою поэта написали другое: “Здесь лежит автор “Бригантины“. Углы проверялись огнем. А под фронтовым обжигом дышала романтическая душа, и вера, что “мы еще дойдем до Ганга“ отзывалась в душах поколения не геополитическим безумием, а мечтой о светлом будущем всего человечества. Стихи Павла Когана читает Дмитрий Сергин. “Мальчики державы“ – четвертый экранизированный цикл эссе Льва Аннинского, посвященных разным поколениям отечественных поэтов ХХ века. В цикле “Серебро и чернь“ Лев Аннинский предложил перечитать поэтов Серебряного века, осмыслив их драму в категориях, продиктованных нашим временем. “Медные трубы“ он посвятил поколению поэтов, родившихся “между Ходынкой и Цусимой“. О новой генерации, которая готовилась жить при мировом коммунизме, а получила Отечественную войну, рассказал цикл “Засадный полк“. Следующее поэтическое поколение, которое выделяет автор, – “Мальчики державы“, по определению Давида Самойлова, время жизни которых начали отсчитывать 1917-1918 годы: Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Михаил Луконин, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Сергей Орлов, Николай Тряпкин, Александр Межиров, Борис Чичибабин, Булат Окуджава, Наум Коржавин. Из вступительного слова Льва Аннинского к циклу “Мальчики державы“: “Ровесники Советской власти, они не застали свинцовых мерзостей старого строя, не дышали смрадным воздухом дореволюционного прошлого, не должны были отмываться от его родимых пятен. Они воспринимали себя – эти мальчики – как строителей-завершителей грядущего всемирного социального рая, им – не без зависти – салютовали отцы из располосованной Гражданской войной и наново скованной пятилетками эпохи. Мальчики – особый мотив у отцов, великих поэтов первого советского призыва. Эдуард Багрицкий нарекает сына Всеволодом, зовет всем володеть, надеется вместе с ним пройти по дорогам света. Павел Антокольский нарекает сына Владимиром, ревнует его к будущему миру, в светлых чертогах которого сын завершит “чертеж“, так и не давшийся отцу. Марина Цветаева балует своего “волчонка“ – она одна, кажется, предчувствует грядущее: “Мальчиков нужно баловать – им, может быть, на войну придется“. Пришлось. История хлещет через могилы, задним числом подтверждая высокий жребий, готовившийся каждому – на жизнь. Мученический жребий – вместо светлого будущего: гибель на раннем взлете… Кто первый назвал их поколением мальчиков? Булат Окуджава? “До свидания, мальчики, мальчики, постарайтесь вернуться назад!“ Александр Межиров? “Полумужчины-полудети, в войну ушедшие из школ, да мы и не жили на свете, наш возраст в силу не вошел, лишь первую о жизни фразу успели занести в тетрадь, с войны вернулись мы и сразу заторопились… умирать“. Девяносто семь из каждых ста новобранцев – погибли. Те, что вернулись, должны были договорить за погибших. Смертники Державы – переименовал свое поколение Давид Самойлов. Кажется, это определение оказалось точнее других. Но не безысходнее. Все вместе они вписали кровью и слезами неповторимую страницу в великую книгу русской лирики“. Автор и ведущий: Лев Аннинский
В начало