Как делается наставления правителю и исправление его ошибки

(Говорит шейх Салих Аль-Фаузан): Также к проявлению искренности относится добрый совет правителю за случающиеся ошибки, о которых они не знают. Нужно довести это до них, будь это ошибки других, или же они произошли от них. Им нужно разъяснить, что они ошиблись в таком-то деле, однако это не делается прилюдно или же с минбаров (трибун мечетей) – это должно быть между ним и правителем: устно или письменно, либо он даёт добрый совет тому, кто свяжется с правителем и предупредит его об этом. К проявлению искренности к правителям не относятся разговоры о них на собраниях и где-то ещё, так как это предательство по отношению к правителю даже если у него есть недостатки. Обнародование ошибок правителя среди людей не является проявлением искренности. Это ведёт ко злу. Нужно довести до них это самому, если есть возможность, либо сказать им через посредника. Если же ты не в силах сделать это ни прямо, ни через посредника, то ты оправдан – ты должен молчать. А разговоры о них среди людей, врагов и противников ведут ко злу и разделяют общину. Это не относится к проявлению искренности, это относится к подстрекательству на правителя, к хуле, более того – это тягчайший вид хулы, а это «упоминание твоего брата тем, что ему не нравится» (хадис). Эти слова про мусульман вообще, а что же тогда сказать про хулу на правителя? Это не относится к порицанию порицаемого, как это говорят некоторые. Однако это дело само по себе порицаемое дело. Обнародование их ошибок на собраниях само по себе порицаемое дело, а не порицание порицаемого. Для порицания порицаемого есть свои методы. А порицание правителей – это дать им добрый совет любым шариатским путём. Вот это порицание порицаемого. А когда ты не способен сделать это, то ты молчишь. У тебя есть оправдание. Но не разговаривай о них, говоря, что это порицание порицаемого. Это ни к чему хорошему не приводит, а напротив, это добавляет им злобу и раздражение к подчиненным, а это приводит к дурным последствиям. Или же они начнут брать власть над призывающими, требующими знания студентами, и это по причине этих разговоров среди людей. В итоге это навлекает зло на общину. Это не относится ни к проявлению искренности к правителям, ни к порицанию порицаемого.
Back to Top