За свою долгую и яркую жизнь Лев Сергеевич Термен сделал немало открытий и изобретений. И среди разного рода блистательных изобретений достойное место занимает “терпситон“ - инструмент, позволяющий танцору сочетать пластику тела с музыкой и светом.
Идея “терпситона“ пришла к Л.Термену еще в начале 20-х годов, вероятно, сразу же после создания “терменвокса“ (см. его статью “Катодный музыкальный инструмент“). Но если в “терменвоксе“ высота тона и громкость зависят от положения рук исполнителя, то в “терпситоне“ частота и амплитуда звука определяются изменением положения всего тела танцующего.
Принцип действия “терпситона“ очень похож на принцип действия “терменвокса“, основанного на получении биений звуковой частоты, образуемых при взаимодействии высокочастотных колебаний двух генераторов. У одного из генераторов частота жестко фиксированная, а у второго - переменная . У второго генератора частота зависит от изменения расстояния между обкладками конденсатора колебательного контура.
Одной из обкладок конденсатора является изолированная, металлическая пластина помещенная под полом танцевального зала, а второй обкладкой является тело танцора.
TerpsitoneПеремещение танцора в пространстве зала влечет за собой изменение емкости колебательного контура и, соответственно, изменение разностной звуковой частоты. Этот сигнал усиливается и подается на громкоговоритель. Таким образом достигается преобразование движений танцующего в звуки, которые меняются синхронно с изменением положения тела.
Звуковой ряд, получаемый в результате танца, дополняется, в случае необходимости, специально подобранной фоновой музыкой.
Еще одной особенностью изобретения является наличие автоматического цветового сопряжения. “Визуальный индикатор звучания“ представляет собой панель с лампами, окрашенными в различные цвета. В такт звукам, генерируемым движением танцора, загораются лампы, причем каждой ноте соответствует лампа с определенным цветом. Однако обеспечивается это частично механическим путем.
Язычок, расположенный сзади каждой лампы, вибрирует в тот момент, когда воспроизводится соответствующий ей звук, благодаря чему замыкается цепь, питающая лампу. Звуки, генерируемые движением танцора, отображаются с помощью одновременно загорающихся и гаснущих огней.
“Визуальный индикатор звучания“ включает в себя два генератора, один из которых дает постоянную высоту звука (ее можно регулировать), а второй - переменный, его работа меняется от движений танцора и изменения емкости металлической пластины, присоединенной к цепи решетки. Далее сигнал подается в смеситель или модулирующую лампу, на звуковой усилитель и ламповую панель. На расположенной вверху панели управления размещены регуляторы громкости и тембра, а также регулятор управления вибратором, контролирующий ламповую панель визуализации нот.
Терпситон в Акустической
Лаборатории, Москва, 1966
Обзор составлен на основе американской прессы 30-х годов.
“Терпситон“ явился новым инструментом, расширившим творческие возможности балетного искусства, а введение светодинамичских средств позволило приблизиться к идее реализации синтеза искусств.
Первый вариант инструмента был изготовлен во время пребывания Термена в США. Другой - во время его работы в Московской консерватории (1966-67 гг.).
Еще один экземпляр был сделан для еще совсем юной Лидии Кавиной в 70-е годы и находится в ее распоряжении по сей день.