Модуль Искусство читать, занятие 2

Курс “Искусство мыслить и говорить“ Модуль 2. “Искусство читать“ Обновленная версия 2022 Занятие 2 Модуль, который покажет вам возможности нового прочтения не только текстов, но и всего что можно интерпретировать: музыку, видео, символы и картины. Чтение — одна из функций мышления. Мышление отличается от думания дважды: тем, что создаёт иное в мыслящем, то, знания чего у него не было раньше. Мышление — самостоятельный продукт, в отличие от думания, которое комбинирует известные знания общего достояния. Во-первых, мы не понимаем — зачем мы читаем?.. Чтение в наше время в очень большой степени превратилось в индустрию развлечений, и вместо знаний, мы извлекаем из книг впечатления. Впечатления, как дым: появились и исчезли, и верным признаком не умеющего читать человека, является его неспособность пересказать прочитанную книгу слишком мало остаётся в памяти, ещё меньше, в понимании. Во-вторых, мы не умеем выбирать — что читать?.. А не умеем, потому, что не умеем определить авторский замысел и сравнить его на соответствие со своим. Мы читаем по темам и по моде. Темы, между тем, редко прямо соотносятся с предметом текста, и ещё нелинейнее — с замыслом автора. А мода — редко соотносится с нашими личными темами и задачами. В-третьих, мы практически не умеем, определять контекст, из которого пишет автор. А контекст радикально преобразует текст, так, как нам и в голову прийти не могло: до того, как мы воспитали привычку его учитывать. Итак, существует крест стратегии чтения. Вертикальное измерение это чтение трёх страниц: той, что написана (текст); второй над ней — с авторским замыслом (подтекст); третьей — из авторского контекста (контекст). Горизонтальное измерение — слева направо: пересказываем текст кратко: устанавливаем в нем основное содержание и связи мыслим; пересказываем авторскую мысль своими словами, не употребляя слова, термины и понятия автора — мыслим самостоятельно; устанавливаем значение этих связей, авторскую идею и динамику развития идеи мыслим независимо; пересказываем идею автора одним предложением, поднятым до уровня метафоры или крылатого высказывания — мыслим оригинально. Это путешествие похоже на захватывающий детектив, археологическую экспедицию, путешествие на другую планету. Мы отыскиваем спрятанные сокровища, чтобы сделать их своими, обогатить себя. Читать тексты сегодня — недостаточно. Поэтому, мы будем учиться читать ещё и видео-ряды: от видеоклипов до отдельных программ и фильмов. Логика их создания схожа с созданием текста, язык другой, и сегодня, когда очень многое смещается в видео, этот язык нужно знать. Кроме того, мы будем учиться читать и символы. Правильное чтение не просто способно дать нам новые знания. Оно способно сущностно изменить нас, дать нам новую жизнь. Тема: Вертикаль чтения. 00:00 Проверка ДЗ участников по «Нагорной проповеди». 03:44 Из чего состоит «Авторская позиция». 05:29 Выявляем временную шкалу (количество времен) во фразе «Когда меня ты позовешь, боюсь, тебя я не услышу» (песня В.Кузьмина «Запевала дождь»). ✏️ 26:53 – Домашнее задание #1. 30:22 Какое из времен нужно вписать в квадрат «Авторской позиции»? 42:46 Как можно выйти на нужный Акт (время) без подробного разбора? 46:12 Для проявления личного отношения необходимо использовать пары отношений – этические и эстетические категории. 56:54 Оцениваем Кузьмина по фразе «Когда меня ты позовешь, боюсь, тебя я не услышу» с использованием этической и эстетической категорий. 01:02:55 Скрытая команда в «Когда меня ты…». Три вида скрытых команд. 01:18:08 Что значит понять автора? 01:23:18 Разница между line-up(ом) и предметом. 01:27:24 На перерыве участники начали разбирать припев песни Кузьмина «Мячик»: «Может быть всё было бы иначе, Если б я себя уговорил. Жизнь меня бросает словно мячик, И я качусь пока хватает сил.» Определяем предмет припева (используем третий способ определения предмета). 01:28:42 Рекомендация от Алексея: посмотрите его разборы книг с : Остальные разборы в разделе “Анализ книг с “ на главной странице ютуба: 01:35:22 Что такое контекст и где его искать? Контекст песни «Запевала дождь». 01:43:20 Как читаются большие книги? 01:50:23 Определяем контекст и замысел из «Божественной комедии» Данте – «Несчастные, чьи смутные умы..». 02:10:48 Как взаимосвязаны составляющие в квадрате Авторской позиции. ✏️ 02:17:35 – Домашнее задание #2. ✏️ 02:21:07 – Домашнее задание #3.
Back to Top