Бах. 2 том. 12 Прелюдия и Фуга фа минор в исп. Рихтера

“Бах говорит здесь: «Мои сыновья уже выросли. Наступает новая эпоха. Мне 59 лет (1744 г)». Это уже поздний Бах. Он не говорит, что старый и он прав. Он говорит так: «Я прекрасно могу сочинять так же, как и мои сыновья». «Только лучше», - добавляет он, не говоря нам, но мы это чувствуем. Он идеально впитывает вот эти ранние классические явления, которые появляются в музыке. Это чувства, галантность, нежность, изломы какие-то, изысканность, тонкость, некая человечность, некая хрупкость интонаций. Реже уже появляется в классицизме, а потом совсем исчезает эта барочная крупность, лепка такая. Музыка становится человечной, слабой и выражает вот эти тонкие чувства. Всё это Бах успевает ещё поставить на службу Богу и религии. Тема Креста, тема Голгофы, тема Воскресения заставляла слушателя музыки Баха думать о Боге, о сострадании Христу, а уже в музыке раннего классицизма это уступало место человеческим чувствам. фа минорной прелюдия, по сути, посвящена сыну Баха Карлу Филиппу Эмануэлю. Здесь Бах эти нежные интонации вздоха, которые вполне могли присутствовать в музыке Карла Филиппа Эмануэля, ставит на службу Евангелию. У Яворского это Марфа и Мария. Мария, первый образ, она молится, она смотрит на Христа, плачет, предчувствуя Его страдания. Марфа готовит еду, озабочена тоже хорошим святым делом принять Бога, накормить Его в своём доме. Два разных образа, но здесь у Баха они объединены в один образ. Фуга энергичная, продолжающая этот евангельский образ“ Лекция 26. И.С.Бах ХТК Том.2 №10 -12
Back to Top