Выбор Добычиной. Музей русского импрессионизма

Выбор Добычиной. Музей русского импрессионизма 08 июня – 24 сентября 2023 Имя Надежды Добычиной сегодня практически забыто, при этом она была знаковой фигурой для русской культуры начала XX века. В 1911 году она основала Художественное бюро, которое на протяжении почти 10 лет являлось главной независимой выставочной площадкой в Санкт-Петербурге. В 1910-е годы в стенах Бюро состоялась первая в столице персональная экспозиция Наталии Гончаровой, а Казимир Малевич впервые представил «Черный квадрат».Добычина давала возможность демонстрировать свои работы молодым художникам-экспериментаторам, среди которых Марк Шагал и Юрий Анненков. Также она собирала собственную коллекцию искусства, в которую вошли живопись и графика Александра Бенуа, Кузьмы Петрова-Водкина, Валентины Ходасевич и других мастеров первой половины XX века. Разделы выставки: Выставки Художественного бюро Надежды Добычиной Личная коллекция Надежды Добычиной Неслучившееся В 1910-е Художественное бюро Н. Е. Добычиной становится престижной площадкой — здесь проходят «Постоянная выставка современного искусства», изысканные экспозиции мирискусников и эпатажные смотры авангардистов. Пропагандируя новое искусство практически неизвестных и радикальных авторов, Добычина рискует финансами и репутацией, переживает нападки критиков и цензурные проверки. Галеристка вращается в кругах состоятельных и близких власти людей, тесно общается с писателями и музыкантами.Не имея специального художественного образования, Добычина, тем не менее, завоевала уважение как покупателей, так и художников — ее портреты создают Константин Сомов, Натан Альтман, Юрий Анненков.Именно выбор этой галеристки и куратора, «женщины, которая сделала себя сама» — «Выбор Добычиной» — во многом определил не только судьбы многих художников-модернистов, но и сформировал лицо русского искусства начала ХХ века. Бюро Добычиной работало в 1910-е годы — переломное и драматическое десятилетие русской истории: Первая мировая война, две революции, гражданская война. В 1914—1917 годы Надежде Добычиной пришлось перекроить выставочные планы, от некоторых она вовсе была вынуждена отказаться.При этом диапазон задуманных, но не реализованных проектов, был широк — от персональных выставок Пабло Пикассо, Льва Бакста и Василия Шухаева до сборных экспозиций европейского, японского и персидского искусства. С момента создания Художественного бюро Надежда Добычина собирала коллекцию — в нее входили работы Валентина Серова, мирискусников Александра Бенуа и Константина Сомова, символистов Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова, авангардистов Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова, «крайних модернистов» Марка Шагала и Натана Альтмана.После Октябрьской революции Добычиной удается сохранить коллекцию от реквизиции и национализации — одно из охранных удостоверений на ее собрание было подписано самим Анатолием Луначарским. Сегодня эти работы, ставшие знаковыми в истории искусства, разошлись по государственным и частным собраниям в России и мире.
Back to Top