Живопись Андрея Васнецова. Метафизика бытия
К 100-летию со дня рождения художника
Государственноый музей А.С. Пушкина
Выставочные залы на Арбате
19 января - 11 февраля 2024
На выставке, организованной совместно с галереей ГРОСart и приуроченной к 100-летию со дня рождения художника, будут представлены живописные и графические произведения из частных собраний. Многие из них демонстрируются впервые. Отдельный зал отводится работам Васнецова разных лет, собранным известным московским коллекционером Романом Бабичевым.
В профессиональной художественной среде имя Андрея Владимировича Васнецова (1924–2009) не нуждается в особой рекомендации. Его давно знают и ценят как крупного монументалиста, автора впечатляющих станковых полотен, одного из ключевых представителей «сурового стиля» в отечественном искусстве 1960–1970-х годов. К сожалению, широкой публике гораздо лучше знакома фигура его знаменитого деда – Виктора Михайловича Васнецова, автора хрестоматийных музейных картин со сказочными и былинными героями.
Унаследовав от своего выдающегося предшественника образную мощь и эпичность, Андрей Васнецов предстает в своем станковом творчестве художником не только совершенно иной тематики, но и принципиально другого авторского импульса и темперамента. В основе его живописи и графики заложено одухотворенное созерцание, возвышенно лаконичное пластическое обобщение предельно простого, непарадного свойства. При отсутствии даже в его многофигурных композициях явно выраженной сюжетной интриги, картины проникнуты состоянием ненавязчивой тишины и раздумья. Но даже более того – они поразительно метафизичны. Так за внешне непритязательными «обытовленными» названиями работ 1960–1980-х годов («Обнаженная с кувшином», «Семья художника Андронова», «Пачка чая», «Обеденный перерыв. Шахматы», «Натюрморт с лампой», «Натюрморт с книгами», «Калитка. Белая ночь», «Архангельское» и другие) скрывается особый таинственный и завораживающий мир. Чаще всего он наполнен отвлеченно темным или, наоборот, светлым безвоздушным пространством, условно трактованными на его фоне безликими застывшими фигурами, напоминающими призраков или манекенов, странно изолированными от бытового окружения самодостаточными в своих гранях и округлостях предметами. Все эти герои картин Васнецова заведомо лишены явно выраженного действия, они словно пребывают в нерушимом сосредоточенном молчании, находятся в каком-то странном «зазеркалье» и балансируют между сном и явью, между иллюзией и бытием.
При этом они парадоксально свободны от той рациональной суховатости и «отстраненности», что была присуща искусству корифея итальянской «метафизической живописи» 1910–1920-х годов Джорджо де Кирико, своеобразным легким «кивком» которому можно считать написанный Васнецовым «Натюрморт с манекеном и синим кувшином» 1950–1960-х годов. Наоборот, они в полной мере несут в себе тихие отзвуки той элегически размеренной жизни, что так вдохновляла А. Васнецова на живописную нередко камерную передачу его излюбленных мотивов дороги, охоты, шахматной игры, уголка мастерской. Впрочем, независимо от размера работы, художник каждый раз делится со зрителем новыми творческими открытиями, которые ненавязчиво говорят о непреходящей гармонии в отношениях с окружающим миром:природой, предметной средой, человеком и метафизикой его бытия…
1 view
403
125
2 months ago 01:09:39 1
Икона и стереотипы. ИКОНА - НЕ ИСКУССТВО. Часть первая.
2 months ago 00:10:44 12
+/-10 минут. О чем говорят нам сны с точки зрения психоанализа?
2 months ago 00:25:02 1
ФОТОГРАФ, ПОКОРИВШИЙ ПАРИЖ. МЕТОД СЪЁМКИ ТАРКОВСКОГО. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ОБ ИСКУССТВЕ И ФОТОГРАФИИ
2 months ago 00:01:38 40
Искусство потерь (Автор Алексей Андреев)
2 months ago 00:18:45 1
Дезертиры России во Франции. История спасения от путинской войны.
2 months ago 00:03:27 6
Екатерина Шумская в концерте Молодежного театра эстрады ко Дню матери “Мамин праздник“
2 months ago 00:34:26 1
Боже, как это было весело / Особенности национального искусства / Закат империи / Аксёнов Андрей
2 months ago 00:04:02 1
Вячеслав Бутусов & Орден Славы - Идиот
2 months ago 01:28:45 1
Лекция в рамках презентации книги Андрея Шаповалова “Говорящие с духами: Мир сибирского шаманизма“
3 months ago 02:47:05 1
Разговор, которого не было: Норштейн, Клейман, Крымов, Звягинцев #ещенепознер
3 months ago 00:02:04 1
SHIKANOKO NOKONOKO KOSHITANTAN OPENING PAINT | Andree! Approximately
3 months ago 00:09:29 1
Что делает искусством изображение обнаженной натуры? Интервью с Андреем Ахальцевым@yarmarkaictorii
3 months ago 01:52:38 1
«Искусство войны» Пастор Андрей Шаповалов
3 months ago 00:24:31 1
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва
3 months ago 00:39:26 1
Искусство связей, или Как создавать свою сеть контактов | Андрей Безруков
3 months ago 01:01:26 1
Андрей Башмаков - Искусство обольщения | ОЦХВЕ России
3 months ago 01:37:28 4
Сказание о земле сибирской 1947
3 months ago 00:54:54 1
Алексей Пастухов и Андрей Щербаков.«Батальная китайская живопись»
3 months ago 01:08:06 1
Андрей Щербаков. История Китая через призму искусства. Часть 4. От империи Тан к империи Сун
3 months ago 01:21:03 1
Грязь, форма и свет искусства | Александр Корноухов, Александр Солдатов | #Беседы
3 months ago 00:19:05 1
Приключения капитана Врунгеля. 5-6 серии. Мультфильм (1979)
3 months ago 00:09:37 1
Апостол Пётр в живописи/ Христианство в искусстве / Библейские сюжеты в живописи
3 months ago 01:17:30 1
История Китая через призму искусства с Андреем Щербаковым. От империи Хань к империи Тан. Часть 3
3 months ago 00:39:04 1
“Искусство аргументации“ с Андреем Баумейстером. Занятие 1. Для чего нужна аргументация?