Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко ГМИИ им. А.С. Пушкина
Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко
ГМИИ им. А.С. Пушкина
18 июня - 15 сентября 2024
ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Ни один другой город мира не овеян таким количеством легенд, как Рим. В нем памятники разных эпох составляют единое целое. Кураторы предлагают проследить один из наиболее интересных процессов развития градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. Проект призван осветить не только последовательное становление современного облика Рима, историю изменения его пространства и архитектуры в период с конца XV до середины XVIII века, но и сущностную для Рима идею Вечного города как самого большого целостного произведения искусства. В экспозиции будет представлено более 150 произведений из коллекции Максима Атаянца, собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея. Спонсор выставки — MR Group.
Подробнее о выставке
Исследуемый на выставке архитектурный феномен Рима возник в XVI–XVII веках, когда римские папы стали ощущать себя преемниками цезарей и загорелись идеей возрождения древнего города. В Средние века Рим лежал в руинах, некогда гигантский мегаполис сжался до нескольких районов. Начиная с эпохи Возрождения сквозь опустевший город начали прокладывать длинные прямые улицы, соединявшие главные святыни города и предназначенные для торжественных шествий и потоков паломников. Ориентирами путникам становились древние обелиски, что по повелению понтификов ставились перед фасадами церквей — древнее соединялось с современным. Аналогичным образом триумфальные колонны древнеримских императоров увенчивались статуями христианских святых, а фигура архангела Михаила была водружена на бывший мавзолей императора Адриана, ставший папской цитаделью и получивший название замка Святого Ангела. Масштабные стройки — от ансамбля Капитолийской площади, спроектированного Микеланджело, до грандиозной базилики Святого Петра, над возведением которой на протяжении 120 лет трудилось несколько поколений архитекторов, — стремились возродить славу древнего города. В XVII веке великолепные барочные ансамбли Бернини и Борромини окончательно реализовали мечту о возрождении Вечного города.
Центральное место в повествовании о трансформации города занимает фигура итальянского архитектора и инженера Доменико Фонтана, выступившего и как урбанист, преобразовавший городское пространство. Покровителем Фонтаны был римский папа Сикст V (Феличе Перетти), имя которого получили спроектированные архитектором монументальный фонтан Аква Феличе и дорога Страда Феличе. Одним из программных архитектурных начинаний Сикста V была установка на площадях Рима древних обелисков, когда-то привезенных римскими императорами из Египта в качестве трофеев. Установленные в ключевых точках города, они завершали собой длинные и прямые улицы, ясной геометрической сеткой соединившие все паломнические места, и стали олицетворять власть церкви над всем гигантским пространством Рима — как нового, барóчного, так и древнего.
Самый знаменитый из обелисков Сикста V — Ватиканский, был передвинут со своего античного места слева от собора Святого Петра в центр площади перед базиликой. Сложная инженерная задача потребовала больших усилий и таланта Доменико Фонтаны. На выставке будет представлено редкое, богато иллюстрированное издание 1590 года, запечатлевшее это и другие градостроительные свершения архитектора, «О перемещении Ватиканского обелиска и о постройках нашего господина папы Сикста V, осуществленных кавалером Доменико Фонтаной, архитектором его святейшества».
В XVI–XVIII веках Рим был самым изображаемым городом мира.
Кураторская группа: Елизавета Лихачёва, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина; Максим Атаянц, архитектор; Василий Успенский, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа; Александр Конев, научный сотрудник отделения гравюр Государственного Эрмитажа.
Участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Нижегородский государственный художественный музей, Дальневосточный художественный музей, собрание Максима Атаянца.
88 views
337
87
4 days ago 01:29:14 1
ШИКАРНЫЙ Фильм 2019 порвал душу! ٭٭ ЗАМУЖ ЗА БОМЖА ٭٭ Русские мелодрамы 2018 новинки HD
4 days ago 00:14:58 3
Как Бабетт Дэвис в 73 года выглядит на 20 лет моложе: секреты
4 days ago 00:00:00 1
Амфореус - шоу Великой Герты или радость для Фули? ► Honkai: Star Rail 3.0 ►Остановка по требованию!
5 days ago 00:00:00 1
ПРЯМОЙ ЭФИР В ЭТУ ПЯТНИЦУ: Апокрифы 2 - Часть 3: Два видения Еноха
2 weeks ago 04:24:43 1
Отбор на Freestyle Chess Grand Slam Tour 2025: День 1 ♟ Шахматы Фишера
2 weeks ago 00:59:34 1
Крайон. Времени нет. Духовные системы Человека и Цели Старых Душ.
2 weeks ago 00:06:40 4
Пришло время быть, а не казаться!
2 weeks ago 00:24:18 1
РЕЦЕПТ молодости и упругого тела, о котором все МОЛЧАТ | 3 добавки, которые нужны КАЖДОМУ
2 weeks ago 00:00:00 1
Святослав Мазур: Пусть сила Божественная воплотится на Земле в полной мере.
4 weeks ago 02:58:25 1
. 2 🔥Patch 1.1 | Сталкерим и изучаем зону | Интерактив #13
4 weeks ago 01:15:55 1
LeanJe / Вся правда о жизни / Интеграция проблем в творчество / Что хотел сказать автор?
4 weeks ago 00:47:37 1
Страшнее Титаника. Кораблекрушение, о котором забыли
4 weeks ago 00:31:34 1
Пиратская республика СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ - Вятка // Redroom
1 month ago 00:17:16 1
ОВЕН ♈️ ГОРЯЧИЙ ПЕРИОД 2024-2025 РЕТРОГРАДНЫЙ МАРС
2 months ago 00:23:41 1
ПОШЛАЯ МОЛЛИ — саундтрек целого поколения / БАЗА
2 months ago 00:33:36 4
к.ф.-м.н. Стригин М.Б. Четыре этапа эволюции мышления: экспликация мирового разума
2 months ago 01:15:17 1
Время. Эфир 3 ноября 1977
3 months ago 00:13:49 1
Школьный бант на каждый день , канзаши МК / Arco da escola todos os dias, kanzashi MK.
3 months ago 00:00:00 1
MC Гниль - O5 (5opka diss)
3 months ago 00:00:00 1
Объединяя реальности - непознанное.2024 - прямой эфир со спикерами интерактивной конференции и ЯТВ!
3 months ago 01:39:48 58
От БОМЖа до миллионера за несколько лет. История. Алексей Верютин на подкасте Павла #Покидко
3 months ago 00:14:27 1
Сказки скрытый смысл которых глубже чем кажется . Что зашифровали в русских народных сказках
3 months ago 00:18:19 1
ПРОБУЖДЕНИЕ. ИНОПЛАНЕТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ диагностика омоложение регенерация ДНК 3D пришельцы