Авторы книги «Страдающее Средневековье» искусствовед Дильшат Харман и историк-медиевист Михаил Майзульс выступят в «Пиотровском» с лекциями о средневековой иконографии.
Михаил Майзульс
«В поисках Антихриста: как «читать» Иеронима Босха, не «вчитывая» в него лишнего»
Историки (обоснованно) ждут от творений Босха иконографических загадок и подозревают его в том, что даже привычные религиозные сюжеты им как-то таинственно переосмыслены, а то и вывернуты наизнанку. На «Поклонении волхвов» (ок. 1500 г.) из «Прадо» за тремя восточными мудрецами, принесшими дары младенцу Иисусу, стоит тощий старик в причудливом одеянии – исследователи чаще всего видят в нем царя Ирода, приказавшего перебить вифлеемских младенцев, или даже самого Антихриста. Но если это действительно Сын погибели, то значит ли это, что и вся сцена, где волхвы-язычники признают божественность Христа, приобретает иной, скрытый и даже зловещий смысл? Расшифровка иконографии Босха давно превратилась в идеальный плацдарм для того, что