Хранитель дореволюционных дверей

Меружан Арутюнян, художник-реставратор, градозащитник: «Возможно, здесь была табличка страхового общества – этого мы уже не узнаем. Единственное, что мы знаем, что здесь что-то такое было именно с латунным крепежом, что говорит о том, что это было в дореволюционный период». Об архитектуре дореволюционного периода Меружан Арутюнян знает, пожалуй, все. Вот эти отверстия – от старых ручек. Восстановить их не удалось, попросту потому, что аналогов больше не существует. Паутина из гвоздей – следы «возвратного» механизма. Все эти детали не замечают прохожие, для которых это просто старая дверь, отжившая свое. На реставратора же из трещин смотрит сама история. 150 лет назад эти двери открывали мещане Елизавета и Степан Нецветайленко. Теперь память о них хранит только кованый навес. Эту дверь Меружан с волонтерами восстанавливал несколько недель. И таких свидетелей старины, к которым он приложил руку, в городе множество. Обычно возрождение истории происходит здесь – в мастерской художника. Реставрация – долгий и кропотливый труд, на который уходят месяцы ручной работы Александра Дурановская, корреспондент: «В первозданном виде дверь скрывается за несколькими слоями краски. Они очень бережно снимаются, слой за слоем, чтобы не повредить истинную красоту». Дарить дверям вторую жизнь Меружан начал несколько лет назад. Вместе с другими градозащитниками он обследовал здания – входные ворота особенно приковывали его внимание. Так он и нашел свое место в сохранении истории Ростова. Меружан Арутюнян, художник-реставратор, градозащитник: «Есть люди, которые говорят, есть люди, которые пишут. А я – человек, который делает своими руками. И вот восстанавливая старинные надписи, защищая какие-то объекты, особенно когда это касалось дверей, я понимал, что, кроме меня, никто этого не сделает». Иногда в мастерской творятся настоящие чудеса, рассказывает мастер. На одной из дверей заметили дуб – обычное обозначение материала столетней давности. Но под следующим слоем ждало другое открытие. «Счищаем. А под счищенным лаком – совершенно другой узор дерева. Сосны. Мы стоим, смотрим, и я говорю: «Стоп». Потому что мы счищаем уникальный рисунок, который наносил художник 150 лет назад, пытаясь придать дешевому материалу более дорогой вид». С таким восторгом мастер встречает каждый открывающийся под слоями краски узор на предметах старины. Для него это – портал в прошлое, память о котором он пытается сохранить. Меружан – вообще человек контрастов. Вместе с реставрацией старинных предметов пишет современные картины. А любовь к родному Еревану не мешает ему любить всей душой и донскую столицу. И вкладывать все силы в восстановление ее исторической архитектуры. Больше новостей в нашем телеграм-канале - QZVfr7hx1Mk3Njc6
Back to Top