Бал вампиров (Великобритания - 1967г.)

Режиссер Роман Полански Сценарий Жерар Браш, Роман Полански В ролях Джек Макгоурэн, Роман Полански, Элфи Бэсс, Джесси Робинс, Шэрон Тейт, Ферди Мэйн, Иэн Кворрир, Терри Даунс, Фиона Льюис Профессор Абронзиус и его молодой ассистент Альфред отправляются в Трансильванию охотиться на вампиров. Они останавливаются на постоялом дворе в заснеженных Карпатах, и Альфред знакомится с дочерью хозяина — прекрасной Сарой. Это знакомство было недолгим: коварный вампир похищает рыжеволосую красавицу и уносит её в свой мрачный замок в горах... В фильмах Романа Поланского немало своеобразного юмора, но “Бал вампиров“ - единственная его полноценная комедия, а точнее, пародия. В первую очередь, на хаммеровские готические хорроры и, прежде всего, на Horror of Dracula Теренса Фишера 1954 года. Причем сам Поланский фильм пародией не считает: “Пародия не входила в мои задачи. Мне хотелось рассказать сказку, жуткую и в то же время прикольную, да ещё и полную приключений. Дети не видят здесь разницы. Им хочется, чтобы их пугали тем, что на самом деле не несёт в себе никакой опасности, чтобы им дали посмеяться над собственными страхами“. Первоначально фильм начинали снимать в новомодном тогда формате сферического широкого экрана. Однако на одной из первых стадий производства от этой идеи отказались, решив снимать фильм в стандартном широкоэкранном формате. Это привело к необходимости переделать некоторые уже отснятые кадры, приспособив их к выбранному формату. Продюсер Мартин Рансохофф обнаружил актрису Шэрон Тейт на съемочной площадке семейного комедийного телесериала «Деревенщина из Беверли-Хиллз» (1962-1971) и настоял на том, чтобы Роман Полански снял в фильме именно ее, а не Джилл Сент-Джон, которую режиссер уже утвердил на роль Сары. Первоначально Роман Полански хотел снять весь фильм на натуре на территории и в окрестностях одного швейцарского замка, который режиссер увидел на отдыхе в Швейцарии, и который произвел на него сильное впечатление. Однако получить разрешение на съемки в этом месте не удалось. Взамен альпийская натура была найдена в Италии, а павильонные съемки прошли в Лондоне. Прибыв на натуру в Италию, Роман Полански заказал местным ремесленникам огромное количество гробов, необходимых для съемок фильма. Это привело к ряду курьезных ситуаций с туристами, которые, увидев штабеля свежеизготовленных гробов, очень пугались, так как думали, что попали в район смертоносной эпидемии. Владельцам гостиниц и трактиров пришлось устанавливать специальные знаки и вывешивать объявления, объяснявшие ситуацию и уверявшие гостей, что никакой эпидемии нет. Эффектная сцена на балу, когда музыка останавливается и в огромном зеркале видно отражение только трёх человек, несмотря на то, что зал полон вампиров, была снята без применения визуальных эффектов и комбинированных съемок. За зеркальной рамой, в которую было вставлено обыкновенное прозрачное стекло, была выстроена декорация отражения зала, где находились три дублера в костюмах и гримах главных героев. Первоначально фильм был выпущен в США в продюсерской версии под названием «Бесстрашные убийцы вампиров, или Извините, но ваши зубы у меня в шее» (The Fearless Vampire Killers or: Pardon Me, But Your Teeth Are in My Neck). Фильм был сокращен на 20 минут, перемонтирован и переозвучен — в том числе было наспех переделано музыкальное оформление. Это было сделано по настоянию продюсера Мартина Рансохоффа без одобрения Романа Полански, который в результате отказался признать эту версию своим фильмом. Среди фамильных портретов в замке графа фон Кролока можно заметить портрет уродливой старухи, вдохновением для которого послужил рисунок Леонардо да Винчи, на котором, как считалось, изображена Маргарита Маульташ, графиня Тирольская (1318 — 1369), считающаяся самой уродливой женщиной в истории. Самый известный ее портрет — карикатура голландского живописца Квентина Массейса «Уродливая герцогиня». Портрет, висящий на стене в спальне Альфреда в замке графа фон Кролока, — это портрет английского короля Ричарда III (1452 — 1485). Фрески в парадном зале замка графа фон Кролока созданы по мотивам знаменитой картины фламандского живописца Петера Брейгеля-старшего «Триумф смерти» (1561), вдохновленной эпидемией чумы.
Back to Top