Пастырь и овцы. Проповедь о. Константина Корепанова в храме свт. Стефана Великопермского ()
🔻Текстовая запись проповеди (разверни)🔻
#оКонстантинКорепанов
Видеозапись сделана в ночь с первого на второе декабря 2023 года на Божественной литургии, которая по традиции состоялась в Верхней Пышме в крестильном храме святителя Стефана Великопермского.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали притчу из Евангелия от Иоанна о том, что Христос есть Пастырь Своих овец. Овцы – это звучит, в общем-то благородно, но если прямее говорить, то это – стадо баранов. (Если вы когда-нибудь в селе видели стадо овец, вы понимаете, почему их называют и баранами). В чём тут смысл? Кому нужны овцы? Нужны овцы самим себе, они нужны пастырю, - он их зовёт, он их кормит, их питает, принимает у них роды, нянчит ягнят; он их бережёт, охраняет: это его стадо, он заинтересован. Мы относимся к своему спасению, исходя из грубого советского лозунга: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Мы как бы исходим из того, что Бог давно на нас махнул рукой: барахтайтесь, мол, как хотите, но если выкарабкаетесь – Я вас награжу. Шансов, правда, у вас никаких нет, потому что волнение большое, буря сильная, да и вода-то – отравленная, но если это случится, – так и быть, Я вас награжу. Наше отношение ко Христу примерно такое: Он не поможет, не защитит, не заступится, – надо из последних сил барахтаться – авось, повезёт. И даже есть замечательный образ из притчи одного русского писателя про двух лягушат, попавших в кувшины с молоком: один из них посчитал, что делать что-то бесполезно, и опустился на дно и погиб, – а другой барахтался, взбил из молока масло, оттолкнулся от него и выбрался наружу. Вот как надо бороться: если очень сильно стараться, у тебя всё получится, тогда тебя ждёт жизнь, спасение, награда. Так большинство людей понимает спасение: надо что-то делать, делать очень активно, очень много, и шансов почти нет, – но авось, повезёт.
А причём здесь Христос? Зачем? Что Он делает? Вот, Он висит на кресте, – мы видим; сердце содрогается от боли, страдания за себя: Господи, если с Ним так поступили, – с нами-то что будет? А Он, всё-таки – праведный, хороший, и Его распяли на кресте, - нам-то уж точно ничего не светит!
Мы - не христиане. Мы – люди, живущие до Христа, из последних сил стремящиеся убежать от ада, который нам на 100 процентов светит, – но вдруг нам повезёт? Мы забыли про разбойника, забыли про несчастного Закхея, про блудниц, которые были во времена Христа. Мы знаем: спастись почти невозможно, потому что если мы хоть что-то пытаемся исполнять, мы понимаем, что исполнять надо гораздо больше, но сил у нас уже нет. Мы это отчётливо понимаем, когда приходит пост: ну не могу я поститься! Я и так постился в среду и пятницу, и прямо сгорал весь, – сидел и считал, когда двенадцать часов стукнет, чтобы съесть кусок колбасы! Кое-как дожидался, и, радостно было, – зачем такое мучение? А тут – весь пост! Ладно, семинарист – ему легко бегать в “Красное и белое” купить колбасы, он тайком съест, пока по улице идёт, - и спокоен! Но я, вроде, взрослый человек, я не могу так себе позволить, мне, как бы, стыдно. Что делать-то? Как? Не могу, Господи, честное слово? И вот, иду тайком, решил сесть на автобус и ехать до Сысерти, - а там уже поесть, как путешествующий. Потом сесть и поехать обратно – всё легче, по крайней мере, совесть спокойна: я был путешествующим. Тяжело, – и мы мучаем себя. А если себя не мучаем, то ещё хуже, потому что начинаем мучить других: я могу, а тебе – слабо́? Почему я могу поститься, а ты не можешь? Я такой же человек, как и ты, – давай постись! Ну и что, что не хочешь – через “не хочу”, через “не могу”! Ничего страшного в этом нет, – повоздерживаешься! Воздержание ещё никого не убило, – тебе вообще худеть пора! Так что пост как раз благоприятное время, пирожные больше есть не будешь!
И Христа нет ни в нашей жизни, ни в наших речах, ни в наших словах, – ни в чём нет. Сы мучим либо себя либо других, просто мучим, потихоньку сводя себя со всех человеческих катушек, мы становимся бесчеловечными, мы перестаём радоваться.
Но ведь нельзя, грех – радоваться! Христос висит на кресте, – какое тут – радоваться? Какое веселье, какая свадьба может быть? Какое удовольствие? Какое наслаждение? Нет ничего! Мучить себя мукой бесконечной – и то шансов спастись нет, потому что грехи-то всё равно делаем! Искупить-то их нечем! Чем мы искупим грехи? Чем? Вот, согрешили, – нечем искупить, - правильно говоришь, поэтому – ад, безоговорочно.
Ну да, мы же не читали, - ладно, семинаристам хорошо, они хоть догматику изучают, – знают немножко про Искупление; а мы-то и слышать ничего не слышали, мы знать ничего не знаем о том, что Христос умер за грехи наши, и уже нет препятствий между мной и Богом в лице моих грехов. ..
далее - в комментариях.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Владимир Лукин
Текстовая запись: Елена Плотникова
Карта Сбербанка
о. Константина Корепанова
для пожертвований: 2202 2050 2739 2247
В сообщении к переводу нужно делать пометку “Пожертвование“
1 view
24
11
7 months ago 00:32:21 1
Льюис. Аскетические перевёртыши. Часть 32. Священник Константин Корепанов
7 months ago 00:51:05 1
Революция в православной Церкви? Православные тексты экстремизм? Священники против Кирилла
7 months ago 00:45:27 1
Школа изучения Псалтири. 7 занятие 6 Псалом. Как подготовиться к Суду. Священник Валерий Сосковец