Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке ()

🔻Начало текстовой записи проповеди (разверни)🔻 #оКонстантинКорепанов Проповедь священника Константина Корепанова. Неделя 5‑я по Пасхе, о самарянке. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Несколько воскресных дней после Пасхи мы читаем отрывки из Евангелия Иоанна Богослова, — и сегодня у нас чтение так называемого “Евангелия о самарянке“. Евангелист Иоанн очень часто в своём Евангелии говорит о жажде и о воде, которая эту жажду может утолить. Буквально несколько дней назад, в среду, мы слышали Евангелие, в котором Христос говорил: “Жаждущий пусть идёт ко Мне и пьёт. Я дам ему воду живую, и верующий в Меня получит такой дар, что из чрева его потекут потоки воды живой.“ Тема сегодняшнего Евангелия перекликается с темой жажды и утоляющей её живой воды. Пришла к колодцу, где сидел Христос, женщина самарянка; обычное дело — взять воды в сосуд, в кувшин. Между этой самарянкой и Христом возникает разговор, и женщина удивляется: “Неужели Ты можешь дать воду? Тебе же и почерпнуть нечем!“ Христос же говорит: “Та вода, которую ты сейчас берёшь, ничего тебе не даст, через несколько часов ты будешь жаждать снова, и будешь без конца ходить к этому источнику. Ты ходишь, и устаёшь, и всё время томишься жаждой. А Я тебе дам такую воду, что ты не будешь жаждать вовек.“ И Он повторяет то же самое: “ты сама станешь источником воды живой.“ Женщина говорит: “Конечно, дай мне такую воду!“ Если до этого она с ним спорила, относилась скептически, как бы подсмеивалась над Ним, — то вдруг она становится серьёзной: она Ему верит. Мы бы, услышав слова о том, что можно дать такую воду, что не будешь жаждать вовек, — мы бы посмеялись: глупость какая! Как можно дать такую воду? Жажда будет всегда! А эта женщина отнеслась к этому серьёзно, и говорит: “Дай мне такую воду!“ Тогда и Христос начинает с ней говорить серьёзно о том, как нужно поклоняться Богу, о том, как нужно служить Богу. Он просит её позвать мужа, обличает её в том, что она, на самом деле, — не чисто живущий человек, — блудница: пять мужей у неё было, и сейчас она, конечно, не жена, — живя с пятым или шестым мужчиной за свою, в общем-то нестарую жизнь. А она спрашивает всё точнее и серьёзнее, и после замечательных слов, когда Он говорит, что истинные поклонники будут Богу поклоняться в духе и истине, она задаёт потрясающий вопрос: “Не Ты ли Христос?“ и слышит потрясающий ответ: “Я.“ Никогда и никому больше, за всю земную жизнь Свою, — ни Синедриону, ни книжникам, ни священникам, ни ученикам Он не отвечал так просто и точно на этот вопрос. “Да, Я — Христос, Я — Мессия, Я — Спаситель“ И женщина пошла в деревню и привела с собой людей, чтобы показать, чтобы все посмотрели и увидели, что это — Христос. И все пришли, посмотрели и увидели: “Да, это Христос“, и исповедовали это, и деревня самарянская исповедовала имя Христа, и, быть может, люди эти стали первыми христианами, ибо они вслух произнесли это имя: “Да, мы веруем, что этот Человек — Христос.“ Даже апостолы не могли все вместе этого исповедать, — а жители небольшой самарянской деревни стали исповедниками Христа, а эта женщина-самарянка станет потом проповедницей Христа и мученицей, — и члены всей её семьи будут мучениками за имя Христово. Но почему так часто Иоанн Богослов говорит об этой самой воде? Почему вода? Что она означает? Почему он вновь и вновь, на протяжении страниц своего Евангелия возвращается к образу воды? Почему Христос говорит о воде? Все мы знаем эту самую воду. Мы все в ней нуждаемся — в обычной, “мокрой“ воде. Мы все её пьём, и не пить не можем. Мы все жаждем, и вновь и вновь, не насыщаясь этой самой водой, мы вновь и вновь приходим к ней. Мы пьём и пьём эту воду всю нашу жизнь; с самых первых шагов по земле мы её пьём, — и, умирая, будем просить крошечный стакан воды, или “ложечку этой воды дайте, потому что жаждет моё тело.“ Но эта вода так и не насытит нас, и наше тело, питаемое этой водой, умрёт. Вода не поможет нам сохранить бесконечную жизнь в этом теле, — как бы мы ни утоляли эту жажду, — всё равно всё кончится, всё равно всё истлеет, всё уйдёт в прах, и земля возвратится к земле. Но этот образ жажды очень понятен человеку; и человек должен так же жаждать подлинной жизни. Мы её жаждем — жаждем воды и хлеба, и мяса жаждем. На самом деле, мы больше всего жаждем воздуха. Без воды мы можем прожить не больше суток-двух, — а без воздуха не проживём и получаса. Нам воздух нужен: мы постоянно им дышим, он — дыхание наше. Мы вдыхаем воздух, и дух наш напрямую зависит от нашего дыхания. Чтобы не задохнуться, нам нужно много чего другого: нужен любящий человек, нужна семья, нужны дети, если мы — нормальные люди. ... Окончание - в первом комментарии к этому видео. Видеозапись сделана 14 мая во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Евгений Панферкин Текстовая запись: Елена Плотникова.
Back to Top