Ныне мода на платки – во всю голову цветки.
Ситцевые ткани с набивными узорами в XIX веке стали визитной карточкой России. Они
превосходили по качеству европейские аналоги и продавались с большим успехом по всему миру.
Украшение ткани набойкой пришло из стран Востока, где изготавливались тонкие хлопковые
ткани. В России же довольно долго верховой масляной набойкой украшали более грубые полотна
изо льна и конопли. Когда в XVIII веке иностранными фабрикантами были открыты несколько
ситцепечатных производств, многие красильщики и набойщики стремились попасть туда на работу,
чтобы узнать секреты применяемых технологий и открыть потом собственное производство. В
результате Шуйский уезд Владимирской губернии, который в то время славился производством
холстов, становится ситцевой столицей России, притягивая не только местных крестьян, но и
иностранных колористов.
Первоначально все узоры набивались вручную. Для этого вырезались из дерева специальные
доски – «цветки» и «манеры». Некоторые узоры подражали мотивам привозных тканей, некоторые
напоминали пряничные доски и даже воспроизводили лубочные картинки. Набивали либо сразу
краской, либо специальными химическими составами. Позже многие фабриканты начинают
применять механическую печать, что существенно упрощает производство. Однако некоторые ткани
и платки продолжали набивать вручную ещё в XX веке..
Примеры изделий из набитых вручную тканей есть и в нашем музее. В фондах хранится
ситцевый сарафан из села Орловка. В документах указано, что он принадлежал Устинье Маврик,
крепостной крестьянке князя Белосельского-Белозерского, и пошит был в 1850 году. В середине XIX
века такой наряд в уральской деревне мог считаться модным и богатым. Но уже к концу столетия
набивные ситцы в праздничном костюме здесь уступили место более дорогим однотонным и
жаккардовым тканям. Ситцевые сарафаны с цветами на выход надевали уже не молодые, а женщины
постарше.
Набивные платки в XIX веке стали своеобразным символом России. Они настолько быстро
набрали популярность, что в некоторых местностях стали практически единственным женским
головным убором, вытеснив традиционные кокошники, кики, сороки. Один из таких платков,
украшенный ручной набойкой, принадлежал Первухиной Александре Михайловне из деревни
Первуха. Под платок замужние надевали специальную шапочку, скрывающую причёску из двух кос
– повойник или волосник. Такой наряд, дополненный вышитой рубахой и тканым поясом, женщина
могла надеть по случаю похода в гости на семейный праздник.
32,715 views
214
73
8 months ago 00:02:58 3.7K
В Ревде музыканты из Питера зажгли огонь фламенко
1 year ago 00:08:53 353
Культурно-просветительский проект “Вне времени“ 2023, посвященный музыкальной этнокультуре Уральского региона
1 year ago 00:01:28 55.9K
Этно-проект “Вне Времени“. Promo
1 year ago 05:39:12 7.2K
Фестиваль «Обряды-наряды» 5 августа
1 year ago 00:03:53 2.7K
Этнопроект «Уральский взгляд». Выпуск 2. Сарафан праздничный старообрядческий (вторая половина XIX века)
1 year ago 00:02:20 952
Этнопроект «Уральский взгляд». Выпуск 1. Подвенечный наряд с. Илек Уфимской губернии (начало XX века)
1 year ago 00:03:05 1
Этнопроект «Уральский взгляд» | выпуск 9
1 year ago 00:02:02 1
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 3
1 year ago 00:02:59 1
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 4
2 years ago 00:02:17 93
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 15
2 years ago 00:03:39 41.6K
Этнопроект «Уральский взгляд» | выпуск 14
2 years ago 00:03:02 32.2K
Этнопроект «Уральский взгляд» | выпуск 13
2 years ago 00:03:04 30.6K
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 12
2 years ago 00:02:13 26.2K
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 11
2 years ago 00:03:23 39.5K
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 10
2 years ago 00:02:05 1
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 7
2 years ago 00:02:29 3
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 6
2 years ago 00:03:04 38.3K
Этнопроект «Уральский взгляд» | Выпуск 9
2 years ago 00:02:49 31.4K
Этнопроект «Уральский взгляд» | выпуск 8
3 years ago 00:02:21 40
Этнопроект “Седой Урал“. Скобаря
3 years ago 00:02:15 27
Этнопроект “Седой Урал“
4 years ago 00:03:11 13
«Посвящение Северу» - автор-исполнитель Евгений Бунтов