Анна Ахматова «Маяковский в 1913 году» (1940) Читает Вениамин Смехов.
В апреле 1940-го в альманахе “Маяковскому“, выпущенному к годовщине смерти поэта, было опубликовано “Маяковский в 1913 году“, датированное началом марта.
“своего рода панегирик, скрыто полемический по отношению к его официальному имиджу“
По мнению М.Кралина стихотворение написано в ответ Асееву, который выступил к годовщине с поэмой “Маяковский начинается“: “написано на ту же тему, что и поэма Асеева, но представляет собой как бы сухой остаток из этой хорошей, но слишком длинной поэмы“.
__
Письмо Л.Горнунга — П.Лукницкому (1925): «В ближайшие дни Маяковский, Асеев и Пастернак предполагают выступить с публичным чтением своих стихов, а сбор с этого вечера должен пойти в пользу Ахматовой. Официально на афишах цель вечера объявлена не будет. Я даже горжусь за наших “московских”. С трудом, но раскачались» ()
________
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(1913)
“Стихотворение начинается с эпатажного и символического жеста художника-бунтаря: выплеснутая краска образует на расчисленной «карте будня» пятно — новый материк, еще не освоенный путешественниками и учеными. Краска стекает по карте — очертания материка на наших глазах меняются и расширяются, разрушая и размывая, казалось бы, навеки застывшие контуры обыденности.
Ключевой образ первой строки — «карта». У этого слова два значения: актуальное сегодня «географическая карта» и почти забытое — «карта блюд и вин», меню. В третьей-четвертой строках Маяковский превращает гастрономический образ студня на блюде в географический образ океана. В обыденном и малом он видит (и показывает читателю) необыкновенное и огромное. Образ рыбы, который возникает в пятой-шестой строках, как и карта, соединяет две темы стихотворения: гастрономическую и географическую. В чисто функциональных обыденных эмблемах — жестяных вывесках харчевен и кабачков — новый художник опознает образцы зарождающегося искусства завтрашнего дня. 24 марта 1913 года футуристы И. и К.Зданевичи вместе с художником М. Ле-Дантю открыли в Москве авангардную выставку «Мишень», где впервые были выставлены работы великого мастера вывесок Н.Пиросманишвили.
В финальных строках Маяковский демонстрирует читателю впечатляющие итоги своей деятельности по превращению обыденности в высокое искусство: он вырастает в гиганта, способного, как на флейте, сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Можно представить, какое сильное впечатление это стихотворение, громогласно читавшееся с эстрады высоким и широкоплечим Маяковским, должно было производить на современников“ ()
“«Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление». Эти категоричные слова Сталина в 1935 году дали толчок к стремительному превращению Маяковского в главного советского поэта, представляющего не только эпоху «ревущих двадцатых», с которой он был органически связан, но и воплощающего в себе как бы всю советскую довоенную поэзию. Маяковский и Горький (первый был передовым поэтом, второй — прозаиком) венчали советский литературный пантеон: их именами назывались пароходы, улицы, площади, а то и целые города (Триумфальная площадь в Москве была переименована в площадь Маяковского в день публикации в «Правде» процитированных выше слов Сталина — 17 декабря 1935 года), их портреты строго смотрели со стен кабинета литературы в каждой советской школе. Канонизированный образ Маяковского как стального гиганта шел вразрез с его собственными представлениями о назначении поэта и поэзии. Можно даже сказать, что поэт стал заложником «хрестоматийного глянца» и «мраморной слизи», которых сам больше всего боялся, утверждая:
Мне бы
памятник при жизни
полагается по чину.
Заложил бы
динамиту
— ну-ка,
дрызнь!
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Проницательный Пастернак заметил, что Маяковского уже во второй половине 30-х «стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и это стало его второй смертью, в которой он неповинен. При всех своих негативных последствиях одно из главных мест в советской литературной иерархии позволило Маяковскому быть не обделенным вниманием исследователей, изучавших его не только как рупор революционной эпохи, но и, например, как новатора стиха и языка — что в несвободной от идеологических оков науке было совсем не тривиально“ ().
12 views
122
44
2 months ago 00:03:56 1
ЕЛЕНА КАМБУРОВА - ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ
2 months ago 01:56:43 1
Лекция 2 | Золотые страницы европейской литературы. Часть 1 | Алексей Машевский | Лекториум
2 months ago 00:04:12 1
Давид Тухманов: Смятение (1975)
2 months ago 00:43:03 1
Давид Тухманов - По Волне Моей Памяти, Весь Альбом, Vinyl video HD, 24bit/96kHz
2 months ago 00:01:54 1
Жизнь одна песня из к ф
2 months ago 00:02:43 1
Русская Поэзия - Анна Ахматова - Стихи - “Побег“💝
2 months ago 00:03:32 1
Сероглазый король. Стихи: Анна Ахматова, музыка: Алексей Карелин.
2 months ago 00:02:51 1
Игорь Крутой и Алёна Бабенко - Музыка из к/ф “Родственный обмен“
2 months ago 00:02:17 1
«Памяти Анны Ахматовой» - Н.Корабицына, А.Судариков, Н.Палочкина
2 months ago 00:01:54 1
Русская Классика - Анна Ахматова - “В ту ночь мы сошли друг от друга с ума“💃🥰💔
2 months ago 00:39:43 1
СССР. Застой
2 months ago 00:01:37 1
Поэзия - Анна Ахматова - “Приходи на меня посмотреть“ - Любовная Лирика💔
2 months ago 00:26:48 1
Утренняя зарядка 06 09 24 Суставная гимнастика и Упр с палками #координация #движения #зож #sports
2 months ago 00:01:20 1
Анна Ахматова - “Столько просьб у любимой всегда!“ - Любовная Лирика 💔
2 months ago 00:00:15 1
Мне холодно. Девочка и зверь.
2 months ago 00:22:30 1
Серебряный век за 22 минуты
2 months ago 00:01:20 1
Стихи Анны Ахматовой читает Михаил Козаков (1978)
2 months ago 00:00:41 1
Анна Ахматова “Вот она плодоносная осень...“, читает Елена Асеева