П.И.Чайковский цикл “Времена года“, Апрель. “Подснежник“

“НА КРАЮ ОЙКУМЕНЫ“ В своём труде «Эскиз новой эстетики музыкального искусства» Ферруччо Бузони писал: «Музыкальное исполнение зародилось на тех же свободных высотах, с которых спустилась сама музыка ... “Нотация“, то есть запись музыкальных пьес, позволяющая удержать и укрепить импровизацию, чтобы затем дать ей возможность воскреснуть ... “Нотация“ приводит меня к транскрипции. Всякая нотная запись есть уже транскрипция абстрактной мысли ... Мысль станет сонатой или концертом. Это - аранжировка оригинала ...Транскрипция отнюдь не разрушает оригинальной редакции. Исполнение произведения есть тоже транскрипция; оно также не может упразднить оригинальности, отличающей данную вещь, - как бы свободно оно себя ни держало.» (Размышления Ф. Бузони показывают, что он ценил аранжировки не меньше, чем «новые» композиции. Убежденный в том, что границы между заимствованным и действительно новым трудно установить, Бузони ставил под сомнение мысль, что аранжировки в какой-то степени могут уступать оригинальному произведению.) .................................................................................................................................................. Обращение к мыслям Ф. Бузони необходимо, чтобы обосновать вопрос своим слушателям: - Дробление мелодической линии П. И. Чайковского между двумя инструментами – двумя Мелодиками – не привносит ли некую новую музыкальную сущность в такую любимую всеми известную пьесу? Не дарит ли ей Диалогичность? Не проявляет ли балетную пластику двух персонажей - мелодий, которую можно определить как хореографию музыкального текста? Не насыщает ли пьесу весенним бурлением, предвкушением зарождения Новой жизни? И разве ответы на эти вопросы не снимают определённое недоумение, могущее возникнуть по прослушивании пьесы? Да, мы решили записать весь цикл «Времена года» П. И. Чайковского для двух Мелодик и фортепиано. Дали проекту ёмкое название «На краю Ойкумены». И менее всего хотим быть неуязвимыми для музыкальной критики Слушающего восприятия. Мы просто хотим получить Радость от музицирования в области Неведомого, да ещё и на новых для нас инструментах. Я к тому же предвкушаю Удовольствие от исполнения пьес Мастера в оригинале, пусть и на цифровом фортепиано. И в завершении ещё одна мысль Ф. Бузони: «Музыкальные простолюдины по-прежнему с удовольствием осуждают современных виртуозов как нарушителей классики; и все же Лист и его ученики (Бюлов, Таузиг) сделали многое для распространения общего понимания Баха и Бетховена, рядом с которым любой теоретико-практический педантизм кажется неуклюжим, а все нахмуренные размышления чопорно-серьезных профессоров бесплодными.» И поэтический «посошок» Е. Баратынский … Еще древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен, и душист. Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жавронок поет Заздравный гимн весне. ЧТО С НЕЮ? ЧТО С МОЕЙ ДУШОЙ? С РУЧЬЁМ ОНА РУЧЕЙ И С ПТИЧКОЙ ПТИЧКА! С НИМ ЖУРЧИТ, ЛЕТАЕТ В НЕБЕ С НЕЙ! ... Андрей Белый ВЕСНА В небе свет предвечерних огней. Чувства снова, как прежде, огнисты. Небеса всё синей и синей, Облачка, как барашки, волнисты. В СИНИХ ДАЛЯХ БЛУЖДАЕТ МОЙ ВЗОР. ВСЕ ЗЕМНЫЕ СТРЕМЛЕНЬЯ ТАК ЖАЛКИ…
Back to Top