голодное шоссе

Знаменитый писатель Максим Горький строил Голодное шоссе в Новороссийске: история появления дороги из города-героя в Сухум Почему Сухумское шоссе раньше называлось Голодным? Какие тайны хранит история его строительства? Строительство Сухумского шоссе завершилось в конце ХIХ века. Современники называли его Голодным шоссе. В 1891-1892 годы в Поволжье был страшный голод: из-за засухи случился неурожай, крестьянам было нечего есть. Чтобы помочь населению, царское правительство организовало строительство двух крупных проектов: Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока и шоссе Новороссийск – Сухум протяженностью около 500 верст. До строительства Голодного шоссе по дорогам Черноморского побережья можно было проехать только верхом на лошади. Продвижение повозок было затруднено ущельями и бродами. Дорога представляла собой извилистую тропинку. А движение судов осложнялось отсутствием портов и штормовой погодой. Старое шоссе огибало ущелье. Сейчас можно увидеть четыре оставшихся языка старой дороги - серпантин, раньше их было гораздо больше. В конце 80-х годов ХХ века скалу начали вырубать, а грунт засыпали в ущелье, чтобы выровнять его. После Новороссийска дорога на Кабардинку получилась прямой. Дорогу строили крестьяне из Поволжских деревень с осени по весну. Летом они возвращались в деревню на новый сельскохозяйственный сезон. У крестьян из инструментов для строительства были только лом и лопата, им приходилось носить щебень чуть ли не в подолах своей одежды. Зимой работа осложнялась морозами, а в более теплое время атаковали малярийные комары. Всего в строительстве дороги было задействовано около 90 тысяч человек, около 18 тысяч человек погибло за несколько лет. Их хоронили прямо вдоль шоссе. В строительстве Голодного шоссе принимал участие Максим Горький. Он отразил это время в нескольких своих произведениях. Асфальтовое покрытие на шоссе Новороссийск-Сухум появилось только в 1930-х годах, уже при советской власти. До этого времени дорога выстилалась в лучшем случае щебенкой.
Back to Top