ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ “... МНЕ НУЖНА ЛИШЬ ТЕМА“ ИЗ ЦИКЛА: “ГИТАРА СЕМИСТРУННАЯ“

В июне 2010 года телеканал «Культура» показал документальный фильм автора Ольги Петелиной и режиссера-постановщика Андрея Торстенсена «Гитара семиструнная. Александр Вертинский. Мне нужна лишь тема“. Фильм основан на мемуарах А.Н. Вертинского “Дорогой длинною...“, и воспоминания и песни звучат в фильме в исполнении Александра Домогарова. Премьера этого фильма в культурной жизни России, безусловно, событие, и бесконечно жаль, что картина не имела абсолютно никакой рекламной поддержки. Этот фильм отличает искренность, и очень редкое нынче чувство такта, авторами он сделан душой и сердцем, и с любовью – к его величеству Актеру. У создателей изначально не было цели рассказать биографию Александра Вертинского, это и не нужно, биографию при желании можно прочитать. В этом фильме авторы попытались раскрыть чарующую тайну его творчества, и им удалось поведать о самом главном, что составляло сущность личности поэта, композитора, актера Александра Николаевича Вертинского. Секрет успеха маэстро в том, что в его песнях отразилось то, чего той эпохе так не хватало и точно не хватает сейчас. Из унылой жизни, наполненной равнодушием, жестокостью, грубостью, завистью и злобой, творчество Вертинского уносило и по сей день уносит слушателей в волшебный мир мечты, в мир, наполненный болью, нежностью и любовью. Авторам фильма удалось главное – показать не только актера, а ЧЕЛОВЕКА с его непростой судьбой, неспокойного, неравнодушного, умеющего чувствовать чужое горе, и умеющего сопереживать. И потому в фильм включен эпизод встречи в августе 1920 года в Крыму Александра Вертинского с кадровым офицером, генерал-лейтенантом врангелевских войск Яковым Александровичем Слащовым, который для целого поколения навсегда остался последним символом Великой России. Символом жестоким, ошибавшимся, но не сломленным. Романс Вертинского «То, что я должен сказать» произвел на генерала Слащова, и еще на многих других огромное впечатление своей правдивостью и честностью, и тем, что автор смог словами выразить то, что чувствовали многие, а сказать не умели. Наверное, потому что Александру Николаевичу, находившемуся во времени, где в бесконечном танце смерти обесценилось самое важное – человеческая жизнь, просто было не все равно. Творческой группе удалось очень точно рассказать о том, что заботило и печалило Александра Вертинского почти двадцать пять лет. Вынужденный жить на чужбине, он так и не научился, а вернее не захотел стать своим среди чужих, и все эти годы его душу терзала неуемная, волчья тоска по родине. Актер с особой любовью относился к Парижу, где прожил почти десять лет, с 1925 по 1934. И авторам фильма удалось удивительнейшим образом передать чудесную атмосферу старой Франции и сегодняшнего Парижа, а также волшебство, которое трудно уловить, но оно есть в этом переплетении улиц, людей, а также ощущение единства с удаленными по времени событиями. Правда и то, что были у русского шансонье и успех, и «высокие» знакомства, и им искренне интересовались все те, кому было небезынтересно все русское. Очень богемный, порой капризный, способный быстро загораться и так же быстро гаснуть, в эмиграции он вынужден был зарабатывать на жизнь пением в кабаках, и это суровая школа далась ему совсем непросто. На нем нагло зарабатывали владельцы ресторанов, ему постоянно недоплачивали, иногда гонорар ему выдавался в виде ужина. И Вертинскому было мучительно сознавать, что его песни, его творчество для посетителей ночных забегаловок были лишь приятной приправой, подобно белому соусу к рыбе. Так и случился в 1934 году в творческой судьбе актера горестный «Желтый ангел». Фильм «Мне нужна лишь тема…» сделан очень талантливыми людьми. Обязательно хочется отметить просто гениальную работу оператора- постановщика Владимира Кузакова. Очень интересным и совершенно нелишним стало участие в передаче Бориса Гребенщикова. Точно, что творчество Александра Николаевича Вертинского оказало огромное влияние на одного из главных трендсеттеров рок-музыки страны, и он в чем-то очень близок с маэстро по мироощущению. В своих размышлениях ему удалось рассказать о своем восприятии творчества Вертинского очень простыми, человеческими словами. Очарование личностью великого маэстро, очарованием этим Гребенщикову удалось поделиться со зрителем в полной мере. В этом фильме Александр Домогаров был настолько искренним и честным. Ему удалось полностью и безоговорочного проникнуться эпохой Вертинского. Воспоминания маэстро в исполнении Домогарова отличает абсолютнейшая пронзительность и полное погружение в материал. Каждое авторское слово, чувства, которые испытывал Александр Николаевич на протяжении своей непростой актерской жизни, были прочувствованы и прожиты Александром Домогаровым. Ему блистательно удалось, повествуя от первого лица, не заслонить автора своей творческой индивидуальностью, и в эту роль он вложил и свою судьбу, и боль свою. Роль, сыгранная сердцем. И достойная памяти великого Артиста
В начало