Долгая Страстная пятница (Великобритания - 1979г.)

Режиссер Джон Макензи, композитор Франсис Монкман В ролях Боб Хоскинс, Хелен Миррен, Пирс Броснан, Пол Фриман Криминальный авторитет Гарольд Шэнд (Боб Хоскинс), фамилия которого, по причудливой игре слов и путем смены последней буквы, трансформируется в жаргонное название заточки ( Шэнк), лишний раз подчеркивая его характер, возвращается из заграничного вояжа с твердым намерением начать цивильную жизнь буржуя обыкновенного. Да вот только намерение это быстро идет прахом по причине раздолбайства подчиненных, втравивших организацию Гарольда в подпольную войну с Ирландской республиканской армией. А эти ребята, находящиеся в постоянном состоянии войны, миндальничать не привыкли, и значит прогремят взрывы. Много взрывов. Сумбурное начало фильма, интригующее своей загадочностью и недосказанностью, сменяется лихорадочным действием с первым же появлением Гарольда на экране. Его ярко подчеркиваемая многими деталями фильма элитность положения в криминальном мире Лондона, рассыпается в прах перед неумолимой кровавой машиной мести. Убьешь одного - у тебя убьют десятерых. Убьешь десятерых - потеряешь тридцатерых. Простая арифметика, используемая большинством повстанческих армий, сталкивается с упрямством и бычьим норовом криминального хозяина Лондона, не привыкшим так просто спускать обиды. Будничная реалистичность - вот главный инструмент воздействия на зрителя. Бандиты и их женщины, бойцы ИРА, наркодилеры, наглые мальцы, мелкие шестерки - все они настолько естественны в своих эмоциях, поступках, что волей-неволей втягиваешься в действие. Гарольд мстит за своих людей, пытаясь разобраться в причинах происходящего, ИРА мстит за своих людей, не особо пытаясь разбираться. Коса, камень.. Они нашли друг друга в эту прекрасную Страстную пятницу. Динамичность действия по-британски сдержана, но при этом не дает скучать. Насилия ради насилия тут не приветствуется, а вот насилие ради достижения цели - вполне себе желанный гость. Без восточных разлетающихся во все стороны брызг крови, без голливудского геройства и страданий - все строго и брутально. При хорошей насышенности брутальным действием ’Долгая страстная пятница’ тонко балансирует между типично ганстерским кино и глубокой драмой со смыслом. Роль Пирса Броснана не предполагала вообще никаких реплик, и всё же он умудрился произнести односложное приветствие. Пирс Броснан и Боб Хоскинс (1942-2014) вместе на съёмочной площадке не работали. Даже сцену в конце фильма, где они вроде бы сидят рядом друг с другом в машине, снимали с каждым актёром по отдельности. Первой сняли знаменитую финальную сцену фильма. За рулём сидел режиссёр Джон Маккензи (1928-2011), он рассказывал сюжет фильма сидевшему на пассажирском сиденье Бобу Хоскинсу, а реакцию Хоскинса снимал примостившийся между ними оператор Фил Мейхью. В 1983 году, через три года после выхода на экраны этого фильма, было объявлено о работе над продолжением, и начальной сценой сиквела должна была стать финальная сцена этого фильма (спасение Хэролда Шэнда от боевиков ИРА). Этот проект так и не был осуществлён.
Back to Top