Проповедь иерея Константина Корепанова. Долготерпение Божье ()

🔻Текстовая запись проповеди (разверни)🔻 #оКонстантинКорепанов Проповедь священника Константина Корепанова. Четверг седмицы 1‑ой по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Человек живёт обычной жизнью, в обычное время называя даже верующим. И, считая себя христианином, он не думает о том, что ему придётся умирать, не думает о вечности, не думает, что ему придётся держать ответ на Божьем Суде. Отчасти это неизбежно и необходимо, потому что, если бы мысль. о стоянии на Суде перед лицом Христа поглощала нас всецело, к исполнению социальных обязательств мы, скорее всего, были бы неспособны. Мы бы все ушли в монастырь, потому что только там по-настоящему возможно было бы помнить и жить только этой памятью, предстоя Христу постоянно, всегда и везде, избегая малейшей суеты и избегая всего того, что отвлекает от Христа. Так и учили жить монахи; так они и жили, и опыте своей жизни оставили нам книги, которых мы не читаем. Мало того, что мы не помним о том, что нам придётся умирать и придётся стать перед лицом Христа, мы не просто поддаёмся суете и увлекаемся этим миром и расслабляемся, — мы погружаемся в грех. Так устроена эта жизнь, потому что мирэлежит во зле, и, общаясь с этим миром, находясь среди этого мира, мы неизбежно погружаемся во зло, — а, стало быть, совершаем грех — и ничего с этим сделать мы не можем. Мы, вроде бы, просто едим и пьём, и ходим на работу и воспитываем детей, — но, поскольку это мирская жизнь, мы неизбежно начинаем завидовать или бояться, злиться, ненавидеть, ревновать, обижать, вожделевать — и прочие вещи, которые, посредством страстей, побуждают, и, в конце концов, приводят нас к совершению греха. А грех содержит в себе такую сладость, что, совершив его раз, мы неизбежно совершаем его и другой, и третий — тем более, что у нас всегда под рукой оправдание, что мы это сделать неизбежно должны: как ещё жить в этом мире? Даже отец Константин в проповеди сказал, что жить в мире и помнить о Христе всегда невозможно. В этом — удивительный и ужасный парадокс человеческой жизни: живя в миру, живя обычной мирской социальной жизнью — в сущности неплохой, обоснованной: что плохого в том, чтобы рожать детей, учить их в школе, жить долго и одеваться? Ничего плохого в этом нет, — но, живя неизбежно в суете, в грехе и зле этого мира, мы начинаем грешить, отдаляясь от Бога всё дальше и дальше, и, естественно, — повторю — убеждая себя в том, что жить иначе мы не можем. И вот, в отношении именно этого состояния говорит в сегодняшнем Апостольском чтении апостол Пётр: что, действительно, ничего не происходит в жизни человека, — ничего плохого; он погружается и тонет в суете всё глубже и дальше, а Бог как бы не наказывает его, не вмешивается в его жизнь, — наоборот, поддерживает, защищает его, чтобы он не был отдан каким-то особо смрадным грехам, или — ещё того хуже — нашим врагам, бесам, духам злобы поднебесным. Он хранит его и защищает, хотя, вроде бы, человек осуетился и уже забывает Бога, и позволяет себе делать грехи, о которых он и помыслить не мог, — а Бог долготерпит. У человека возникает мысль, что он, может быть, правильно живёт, — или, что ещё хуже: может, и врут всё Божественные книги, и никакого Бога нет, потому что я верую всё хуже и хуже, а живу так же, как жил, и, вроде, даже всё получается. И вот в ответ на это недоумение, смущение, возмущение и даже ропот человека апостол Пётр отвечает: “Разве ты не знаешь, что Бог просто долготерпит к тебе, ожидая, когда ты начнёшь приносить покаяние? Ты думаешь, что это — бессилие Божье, что это — равнодушие, попустительство Божье, или даже благословение Божье? Нет! Просто Бог ждёт, когда ты сам обратишься к Нему, — чтобы только не наказывать его. Не наказывать, не сокрушать, потому что такова Его природа.“ Нам это непонятно. Он пришёл в этот мир не судить людей, а их спасать. Спасает Он их Своею кротостью и милосердием, неизреченными, непостижимым, невыносимым долготерпением ко всем нашим грехам, ко всем нашим страстям и мерзостям, — являя долготерпеливое милосердие, или милосердное долготерпение. Кто-то, живя в таком состоянии, думает, что, как бы, можно и богохульствовать, можно и презирать Божественные заповеди, — и закосневает во зле всё больше и больше, — но и его Бог не наказывает, ожидая его покаяния. А кто-то, изумлённый этим непостижимым долготерпением, однажды приходит в стыд, начинает стыдиться. Ему становится необыкновенно горестно оттого, что милосердие Бога он использует так неблагодарно и по-скотски, — и тогда он встрепенётся, как сказано у апостола Павла: “Встань, спящий! Воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!“ ... ... Окончание - в первом комментарии к этому видео. Видеозапись сделана 8 июня во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Анна Тханенко Текстовая запись: Елена Плотникова.
В начало