Лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»
Лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”».
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н.К.Рериха, 145 лет со дня рождения Е.И.Рерих и 120 лет со дня рождения С.Н.Рериха.
24 мая 2024 года (пятница) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”».
Мир искусства – одно из самых значительных явлений в русской культуре конца XIX–начала XX века. Под этим наименованием в Петербурге действовало объединение художников нового поколения, далеких от академизма. Члены объединения «Мир искусства» выпускали журнал и устраивали выставки современного искусства, на которых свободно выражали свои художественные взгляды.
История художественного объединения «Мир искусства» состоит из двух этапов: первый, считающийся классическим (1898–1904), и второй (1910–1924). В его работе принимали участие литераторы, философы, музыкальные и художественные критики, теоретики искусства, многие деятели русской культуры того времени. Кружок молодых петербургских «любителей изящного» первоначально возглавил А.Н.Бенуа, ставший его идеологом и определивший его эстетическую платформу, ядро составляли К.А.Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, М.В.Добужинский, А.П.Остроумова-Лебедева, Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок. «Мир искусства» создавался при непосредственном участии С.П.Дягилева, разделявшего взгляды Бенуа на развитие искусства и заинтересованного в популяризации русского искусства за рубежом.
Эстетическое и идейное содержание деятельности объединения заключалось в приверженности образцам классического наследия, поискам красоты и гармонии, которые искали в природе как источнике творчества и личности творца, способного воплотить эту красоту. Отсюда и внимательное отношение к старине, многообразное использование в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох, изучение эстетики прошлого. Изысканность, декоративность, театральность, культ прекрасного – отличительные черты многих работ художников «Мира искусства». Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности и свободы творчества, поиск новых художественных приемов, сближение с лучшими образцами передового западного искусства.
Журнал «Мир искусства», ставший первым художественным периодическим изданием, наглядно выражал программу объединения: пропагандировал русское искусство и знакомил читателей с современным западноевропейским искусством. Он во многом был новаторским, отличался изысканным художественно-графическим оформлением. В нем публиковались статьи не только по проблемам искусства, но и на темы философии, религии, литературы. Пять выставок, организованных художниками «Мира искусства», заняли заметное место в художественной жизни Петербурга, отличаясь особой атмосферой и развеской, представляя декоративно оформленный ансамбль. Работы М.А.Врубеля, К.А.Коровина, И.И.Левитана, М.В.Нестерова, A.M.Васнецова, А.С.Голубкиной, С.В.Малютина, Ф.А.Малявина, П.П.Трубецкого и многих других экспонировались на выставках 1899–1903 гг. наряду с произведениями западноевропейских художников (Э.Дега, К.Моне, О.Ренуар и др.).
Н.К.Рериху была близка идейная устремленность мирискусников к прошлому, поиски ими красоты, разработка новых художественных приемов, интерес к проблемам культуры, понимание высокой миссии художника. Объединяла их также общая работа в направлении синтеза искусств: книжной графики, прикладного творчества и оформления интерьеров, театрально-декорационной живописи. Произведения, выполненные в 1900–1902 годах, Н.К.Рерих впервые представил на выставке «Мира искусства» в Москве в 1902 году, а в начале 1903 года на двух выставках в Петербурге – «Мира искусства» и «Современного искусства». Тогда же установилось его творческое сотрудничество с А.Н.Бенуа и С.П.Дягилевым, которое продолжалось долгие годы.
Связь Н.К.Рериха с представителями «Мира искусства» не прерывалась и после прекращения деятельности объединения в 1906 году. Это были совместные театрально-декорационные постановки в «Старинном театре» («Три волхва», 1907), впоследствии участие в «Русских сезонах» С.П.Дягилева.
С 1910 года начинается другой этап в истории объединения «Мир искусства». А.Н.Бенуа и вместе с ним семнадцать петербургских художников, перешедшие в 1906 году в московский «Союз русских художников», вышли из него, стремясь возродить объединение на высоких художественных принципах. Н.К.Рерих был избран на должность председателя и возглавлял организацию с 1910–1913 годы. Однако «Мир искусства» постепенно изживал себя к 1924 году, уступая место авангарду.
1 просмотр
788
228
7 месяцев назад 01:55:51 1
Чехов, которого мы не знаем. Часть 2. Сахалин | Георгий Молокин
7 месяцев назад 00:13:05 1
Европейский фашизм перед судом истории. Лекция 26. Суд народов | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 25. Сладость просвещения. Русская культура XVIII века | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 1. Русская цивилизация. Государственность | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 3. Русская цивилизация. География | History Lab
7 месяцев назад 00:43:22 1
Вторая мировая война. Битва за Москву. Документальный фильм Юрия Старикова | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 2. Русская цивилизация. Религия | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 6. Древний Киев. История Киевской Руси | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 12. Лики Троицы. Русская культура 14-15 веков | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 11. Дмитрий Донской | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 16. Иван Грозный | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 17. Меч и колокол. Русская культура 16 века | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 27. Отечественная война 1812 года | History Lab
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 18. Смутное время | History Lab
7 месяцев назад 00:14:23 1
Светлана Жарникова / Кому мешают русские гусли? / Protohistory
7 месяцев назад 00:13:05 1
История России. Лекция 20. На пути к Европе. Русская культура XVII века | History Lab
7 месяцев назад 01:04:01 1
Коллекция бердышей из фондов Витебского областного краеведческого музея
7 месяцев назад 00:22:05 1
Белогвардейцы Русской поэзии. Николай Гумилев (лекция Елены Семеновой)
7 месяцев назад 01:53:14 1
АРТЕМ ВАРГАФТИК - Лекция, посвященная 180-летию Николая Римского-Корсакова
7 месяцев назад 01:31:33 1
Светлана Жарникова / Сказки о Правде / Интервью без купюр / Protohistory
7 месяцев назад 04:19:04 1
Наследие Светланы Жарниковой. Часть 1. 2001-2011 годы - @ProtoHistory
7 месяцев назад 00:24:45 1
Светлана Васильевна Жарникова, Куда ушли гиперборейцы, 2001
7 месяцев назад 01:01:21 1
Как студия Артемия Лебедева использует ИИ в дизайне? | Лекция Никиты Деменкова на SKILLOUT